Чему школьники могут научить педагогов
В РФ накоплен большой опыт наставничества в образовании. Им поделились участники Всероссийской конференции, прошедшей в Уральском государственном педагогическом университете. Учителя и управленцы из 12 регионов страны обсуждали идеи и технологии передачи опыта и навыков от педагога к педагогу. Как рассказали участники большого педсовета, за два дня им удалось сделать немало открытий: такими разнообразными, иногда неожиданными оказались наработки коллег.
Оригинальный проект наставничества, например, уже пять лет развивают в Камышловском педагогическом колледже. Учебное заведение выступает координатором, своеобразной биржей наставничества, объединяющей вокруг альма-матер выпускников. А в Ульяновской области банк учителей, готовых поддерживать молодые педагогические таланты, создали на региональном уровне.
- С 2019 года у нас действует закон о статусе педагогических работников. Каждому преподавателю могут на три года присвоить одно из званий - педагог-наставник, педагог-методист или педагог-исследователь, - рассказала Елена Назарова, учитель математики и информатики из Ульяновска.
Вместе со статусом наставника преподаватель получает трех подопечных, которым помогает советами в различных вопросах - от классного руководства до подготовки к профессиональным конкурсам.
В некоторых учебных заведениях наставников прикрепляют ко всем вновь прибывшим, даже если у тех большой опыт, - не для того чтобы обучить педагогическим приемам, а ради приобщения к традициям конкретной школы или вуза. А где-то практикуют креативные подходы в поиске наставников для молодых коллег - пары формируются во время квеста.
На конференции в Екатеринбурге говорили не только о том, как опытные старшие товарищи наставляют молодежь, но и наоборот: чему молодые специалисты могут научить зрелых педагогов. Например, речь идет о компьютерных технологиях, возможностях видеосвязи, подростковом сленге или организации квестов. Такой взаимно обогащающий процесс называют реверсивным наставничеством. Эту тему глубоко изучают в Уральском педуниверситете.
- Мы провели масштабное анкетирование - задействовали семь регионов двух федеральных округов, привлекли более 3000 педагогов и управленцев из городских и сельских школ с различным стажем работы, а также организовали исследовательский конкурс наставнических практик, - поделилась проректор по научно-методической работе УрГПУ Марина Бывшева. - В нынешнем году переходим к созданию модели реверсивного наставничества и верификации полученных данных.
На одном из мастер-классов участники конференции убедились, что реверсивное наставничество возможно не только между педагогами разных поколений, но и между учителями и учениками. Это практическое занятие было посвящено выражению эмоций в цифровой коммуникации.
- Мы, учителя, хотим видеть глаза, лица учеников. При дистанционном обучении, общаясь в мессенджерах, мы часто не видим собеседника, только имя или аватарку. Сегодня мы поделились с коллегами находками: например, что ожидают обучающиеся от педагога в ситуации удаленного общения, как интерпретирует педагог поведение ребят. Кстати, они, в отличие от учителей, не переживают, когда во время конференц-связи пропадает изображение, - объясняет начальник управления научных исследований УрГПУ Ирина Воробьева.
По ее мнению, школьники и студенты быстрее, лучше и адекватнее используют графические символы для выражения эмоций и могут в этом вопросе стать наставниками для преподавателей.
Участники форума обсудили модели реверсивного наставничества для детского сада, школы, колледжа и вуза. Работа над их оформлением и внедрением продолжится и после конференции.