Войти в почту

«Сами разберёмся!»: амурчане выступили против распределения выпускников

Периодически в регионе вспоминают и о развитии системы целевого обучения - похожей на распределение. Так, в конце 2022 г. в амурском правительстве отметили, что «целевиков» стало в несколько раз больше. Значит, программа популярна.

«Сами разберёмся!»: амурчане выступили против распределения выпускников
© 2x2.su

А что об этом думают сами выпускники? И все ли амурчане, заставшие распределение, были ему рады?

Пугающий опыт

Большинство из рождённых в СССР утверждают, что распределение после вуза - это уверенность в завтрашнем дне: без работы и денег не останется никто.

Не понимаю, как моя внучка сейчас учится, - недоумевает Галина Павловская, пенсионерка, в прошлом - технолог. - Спрашиваю, куда она работать пойдёт? - «Куда-нибудь». Что значит куда-нибудь? Конечно, молодёжь и семью заводить не хочет. Смысл, если уверенности в завтрашнем дне нет? Я в своё время даже представить не могла, что останусь без работы. Поэтому и образование раньше ценили больше - оно открывало дорогу в мир, где «все при деле». Сейчас университет таких привилегий не даёт, поэтому и высшее образование обязательным не считают.

Но есть и другие мнения.

Для меня распределение - пугающий опыт. Я никому бы такого не пожелала, - признаётся Виктория Иванова (имя изменено - Ред.), школьный учитель иностранных языков. - Меня после пединститута забросили в сельскую школу. Все говорят: «Да там жильё, зарплата!», но не представляют, какие были условия. Это жильё страшно вспомнить! Тебя не спрашивают, в какой дом ты хочешь. Нет блата - поедешь, куда придётся. Я отработала обязательные три года и сбежала! Мне кажется, что современная молодёжь найдёт себя и без распределения. У нынешних выпускников есть самое главное - возможность заниматься тем, что нравится.

Сами с усами

Мнения выпускников XXI в. тоже полярны. Одни не хотят переживать о поиске работы, другие считают обязаловку почти рабством.

Это нецелесообразно - сейчас обширный рынок труда, много вакансий, - заявляет Николай Порошин, повар. - Некоторые мои однокурсники вообще поняли, что выбранная специальность им не нравится, пошли переучиваться или открыли своё дело. Это же лучше мучений на нелюбимой работе. Мы сами с усами, сами найдём работу.

Думают амурчане нынче и о психологическом комфорте в выбираемой профессии.

Я просто не могу представить своё эмоциональное состояние, если бы меня отправили работать в другой город или посёлок, далеко от семьи и друзей. А как же социальные связи? - недоумевает Мария Кузьменко, бухгалтер. - А коллектив? Я сменила две организации - после общения с некоторыми приходила домой и плакала. Я бы не выдержала несколько лет такого давления. Сейчас всё хорошо, но потому, что была возможность поискать своё место.

Иначе думают те, кому не повезло найти работу мечты.

Я была бы рада любой работе после вуза, чтобы встать на ноги, получить опыт, сразу прийти на место, где мне точно будут платить, - рассказывает Анна Хапокова, экономист. - Но я с высшим образованием трудилась официантом, кассиром, администратором… Столько времени, чтобы найти работу по профессии. Не вижу ничего плохого в распределении, это отличный опыт для молодого специалиста.

Что ж, рынок труда действительно обширный, для многих вакансий не требуется спецобразование. А всё более популярная самозанятость отталкивается даже просто от собственных увлечений. Но и целевое обучение может стать хорошей альтернативой, особенно для социально важных специальностей. И потом целевое - это всё же выбор человека, а не ненавистная обязаловка.

Между тем

В областном правительстве 10 прошедших отбор студентов и выпускников амурских вузов в рамках стажировки «Кадры решают» изучают особенности госслужбы. С ребят - подготовить социально значимый проект развития Приамурья.

А, например, до 15 марта Минвостокразвития РФ принимает заявки на участие в программе подготовки госслужащих «Муравьёв-Амурский - 2030». Выпускникам обещают место в резерв госслужащих и трудоустройство в ДФО минимум на два года.

Вообще, в Приамурье всё чаще обращают внимание на дефицит чиновников. Так, мэр Белогорска Станислав Мелюков недавно посетовал на кадровый голод сразу в нескольких управлениях администрации. Работы валом, а оплата несоизмеримая: «У главы города - 87 800 рублей (на руки) и далее вниз по категориям муниципальных служащих».

Между тем на недавнем Амурском медиафоруме губернатор Приамурья отметил, что важно популяризировать госслужбу среди молодёжи, готовить её к этой работе. Это был комментарий по вопросу, с чего это у нас в последнее время главы городов и районов часто стали на взятках попадаться. «Это вопрос не коррупции чиновников, а их квалификации», - считает глава региона. Правда, в области много глав, которые у руля десятилетиями. И молодёжь туда вряд ли нужна - старый же конь борозды не портит.

Кстати

В новую школу № 16 Благовещенска набрали персонал по конкурсу резюме. Незакрытые вакансии всё же есть, и хуже всего с учителем физики: ни в январе никто не заявился, ни сейчас. Хоть распределение возвращай!