Войти в почту

Почему Зельфира Трегулова покинула пост гендиректора Третьяковки?

Обновлено в 17:20

Почему Зельфира Трегулова покинула пост гендиректора Третьяковки?
© BFM.RU

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова покинула свой пост. С ней не стали продлевать контракт. Она возглавляла музей восемь лет.

Новым руководителем Третьяковки назначили Елену Проничеву, которая последние три года возглавляла Политехнический музей. Она дочь генерала Проничева, которому подчинялись российские пограничные войска.

Зельфира Трегулова, будучи профессиональным искусствоведом, работала в Пушкинском, музеях Московского Кремля, РОСИЗО. Пришла в Третьяковку в 2015-м, в те времена, когда, как шутили, «хорошела Москва»: реконструкция парка Горького, создание «Гоголь-центра», в Пушкинский музей пришла Марина Лошак.

За восемь лет Трегулова превратила обветшавшее пространство ЦДХ в современную модную площадку — Новую Третьяковку. Именно туда выстраивались те самые очереди на Валентина Серова. Еще были знаковые выставки Ивана Айвазовского, Михаила Врубеля, Ильи Репина, все они били рекорды по посещаемости, много крупных международных проектов.

Но было и несколько скандалов: порча вандалом картины «Иван Грозный и сын его Иван» Репина и кража работы «Ай-Петри. Крым» Куинджи.

Официально Трегулова покинула пост, потому что закончился контракт. Но тучи сгущались последние полгода: спорная выдача иконы «Троица» Русской православной церкви в июле, отмена Московской биеннале современного искусства в ноябре, наконец, проверка Третьяковки Минкультом, который потребовал привести содержание выставок «в соответствие с духовно-нравственными ценностями», неделю назад.

Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова чрезвычайно расстроена этой новостью. По ее убеждению, Трегулова если не лучший музейный директор в стране, то точно один из лучших:

Милена Орлова главный редактор The Art Newspaper Russia «Это человек, который определял до последнего времени наш музейный ландшафт. Третьяковка за ее годы управления стала просто флагманом музейного дела в нашей стране. Я вообще не понимаю этого решения, честно. Я могу строить какие-то догадки, но с точки зрения дела, это абсолютно бессмысленное снятие директора. Как только человек начинает что-то делать, он привлекает к себе всеобщее внимание, находятся критики, которые чем-то недовольны. Музей стал объектом публичного интереса, и это она его таким сделала, поэтому понятно, что могут быть самые разные претензии, потому что человек делает что-то яркое. Когда-то очень давно была история, что на эту должность прочили Владимира Мединского, который был министром культуры. Но это всегда были какие-то слухи. Я совершенно не знаю, чем хороша Елена Проничева. У этого человека вообще никакого авторитета в музейной среде».

Искусствовед и админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку» Ксения Коробейникова, наоборот, называет отставку ожидаемой:

Ксения Коробейникова искусствовед и админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку» «Помимо того прекрасного, того объективно хорошего, что она сделала и для своего музея, и для в целом музейной среды России, была и оборотная сторона. Разные истории, от плесени, потеков в крыше, воровства картин, самой громкой и скандальной истории с вывозом «Троицы». И список можно продолжать, точно так же, как и продолжать список ее однозначных побед. Тут Министерство культуры уже не могло на это тоже закрывать глаза, и все-таки в нашей среде, как и в других сферах, наблюдается некий застой. Многим кажется, что, если вливать в это свежую кровь, может что-то поменяться, я абсолютно разделяю эту точку зрения. Назначение Елены Проничевой вижу как оптимальное решение. В нашей среде сейчас безумный кадровый голод, вариантов на кого заменить Зельфиру Исмаиловну было не так много, здесь вполне приятная кандидатура. Другое дело, что никаких однозначных достоинств я тоже пока назвать на ее счет не могу, потому что до этого, насколько мне известно, самое понятное ее место работы — это Политех. За последние годы с ним ничего не произошло, история со стройкой не сдвинулась с места, его не открыли. Точно так же не было присутствия заметного за пределы музея, то есть там потрясающая коллекция, хорошие научные сотрудники, можно было что-то сделать видимое. Что ждать от нее на новом посту, совершенно непонятно, потому что никаких в данном случае симптомов нет, она для многих темная лошадка».

В самых острых ситуациях Зельфира Исмаиловна, как писали СМИ, оказывалась в отпуске, и решения подписывали замы. На открытии выставки «ДК СССР» в Манеже 2 февраля Трегулова отказывалась от комментариев, хотя ранее всегда была открыта для общения с прессой на таких мероприятиях.

Об отставке рассуждает директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:

Елизавета Лихачевадиректор Государственного музея архитектуры имени Щусева «Зельфира Исмаиловна Трегулова — большой профессионал, человек, который искренне любит искусство, хорошо в нем разбирается, но в последнее время очевидно, что ситуация не столько в самой Третьяковской галерее, сколько вокруг нее назрела. То, что ей не продлили контракт, мне представляется логичным. Что касается Елены Проничевой, то я про нее толком ничего сказать не могу. Я знаю, что она долгое время работала в Еврейском музее и центре толерантности, потом возглавляла Политехнический музей. Ни там ни там я не замечала ничего такого принципиального, что делало бы эту фамилию известной для меня. Я знаю ее сестру Екатерину, которая сейчас возглавляет Владимиро-Суздальский музей, выставка которого, по совпадению, сейчас идет в Третьяковской галерее».

Елене Проничевой 39 лет. Ее отец, генерал Владимир Проничев, в разное время был главой Погранслужбы, начальником департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом и первым заместителем ФСБ. Ее сестра — Екатерина Проничева — была гендиректором ВДНХ и возглавляла комитет по туризму Москвы.

Сама Елена Проничева — политолог, окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». Ранее работала в комитете по бюджету и налогам в Госдуме, в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», Газпромбанке. С 2013-го занимала пост исполнительного директора Еврейского музея и центра толерантности.

В декабре 2020-го ее назначили директором московского Политехнического музея. Его ремонтируют уже десять лет, а стоимость работ за это время выросла в 2,5 раза, писало РБК. В прошлом году открытие отложили до 2025 года. Впрочем, заметного присутствия коллекции Политеха за пределами здания тоже не было. Поэтому, чего ждать от Проничевой на новом посту, непонятно, рассуждает автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» Дарина Алексеева:

Дарина Алексеева автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» «Елена Проничева — фигура неоднозначная. Еврейский музей и Политехнический — это не только не тот уровень, что Третьяковка, это и философия другая. Третьяковка куда консервативнее, и это ей не на пользу. Что же до кандидатур, то функционально родственная Проничевой фигура Ивана Демидова, видимо, тоже рассматривалась, но на своем нынешнем проекте она нужнее. А скамейка запасных менеджеров культуры в России никогда не была слишком длинной».

Помимо Проничевой, возможным кандидатом на пост директора Третьяковки в СМИ и телеграм-каналах называли Ивана Демидова — бывшего директора парка «Зарядье», а с декабря 2022 года — директора Манежа.