Молодые ученые, лауреаты премии правительства Москвы рассказали о своей работе читателям "РГ"
В День российской науки мэр столицы Сергей Собянин вручил награды молодым ученым - лауреатам премии правительства Москвы. Этой премией ежегодно отмечают 50 проектов столичных исследователей и разработчиков в 22 номинациях, включающих как теоретические исследования в разных областях науки, так и технологии, рассчитанные на практическое применение. С читателями "РГ" поделились историей своего научного пути Дарья Бухаленкова и Михаил Каплан.
Оба ученых - москвичи, закончившие столичные школы. Дарья Бухаленкова сейчас работает в МГУ имени М.В. Ломоносова. В соавторстве с Маргаритой Гавриловой она разработала методический комплекс для диагностики и коррекции индивидуальных траекторий развития детей в различных образовательных средах. За это коллективу присвоили премию в номинации "Общественные науки". А Михаил Каплан работает в Институте металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН. Вместе с коллегами Еленой Насакиной и Сергеем Конушкиным написал цикл работ по исследованию и апробации перспективных медицинских композиционных материалов на основе сплавов титана для изготовления имплантатов различного назначения, за что получил премию в номинации "Технические и инженерные науки".
В чем суть вашего научного проекта, можно ли его применять на практике?
Дарья Бухаленкова: Мы разрабатывали инструментарий, который позволяет тестировать дошкольника и понять, что ему еще нужно, чтобы успешно подготовиться к школе и успешно учиться. По результатам тестирований даем обратную связь родителям и воспитателям. Изучаем именно психологические особенности развития ребенка, а не его знания. Например, дошкольникам необходимо развивать социальный интеллект. Он помогает выстраивать отношения с одноклассниками и с учителем. Еще очень важный навык - саморегуляция, контроль своего поведения. Мне кажется, это очень важная задача. Если мы успешно сформируем те навыки, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться к новым изменяющимся условиям, то в дальнейшем он будет успешнее учиться в школе и получать от этого больше удовольствия.
Михаил Каплан: Сейчас в медицине бурно развивается направление имплантологии. Один из острых вопросов в этой области - это приживаемость имплантата. Наша работа связана с разработкой материалов, которые обладают лучшей биосовместимостью с человеческим организмом, а значит, имплантаты из наших материалов смогут прослужить дольше и не вызвать никаких осложнений.
Помогло ли обучение в школе заинтересоваться наукой?
Дарья Бухаленкова: Школа помогла мне развить познавательный интерес, который привел меня в науку. Поддержала мою любознательность, научила трудиться и доводить дело до конца. Все, кто нас учил, были увлечены своими предметами, и их увлеченность передавалась ученикам.
Михаил Каплан: Мои школьные учителя умели объяснить даже сложный материал так, что нам было понятно и, главное, интересно. Больше всего благодарен своим педагогам математики и физики. Они зародили во мне любовь к этим наукам.
Как вы думаете, без чего невозможны успешная карьера и достижения в науке?
Дарья Бухаленкова: Первое, что приходит в голову - это знание иностранных языков. Для того, чтобы быть успешным в науке, важно знать, что делают зарубежные коллеги, уметь оценить то, что ты делаешь, с точки зрения значимости для мировой науки, увидеть, что уже было сделано другими исследователями, и, возможно, почерпнуть что-то из их опыта. Успешная научная деятельность, по крайней мере, в психологии, невозможна руками одного человека. Это всегда работа коллектива. Поэтому помимо знаний, важно обладать социальными навыками. Тем, кто хочет заниматься наукой, я бы посоветовала разобраться в себе и выбрать ту область, которая им по-настоящему интересна. Не опираться на мнение авторитетов, не идти туда, где обещают хорошие перспективы и легкую карьеру, а прислушаться к себе и выбрать то, в чем действительно хочется развиваться. Только имея искренний интерес, можно добиться успеха.
Михаил Каплан: Современные научные исследования невозможны без кооперации с другими учеными. Научные исследования - это, прежде всего, интересно. Советую ребятам участвовать в различных конференциях и форумах, знакомиться с современными исследованиями. Одним словом, как можно больше погружаться в интересующую тему.