Роботы-консультанты и электронные птичьи кормушки: какие разработки школьников могут появиться в Москве
В столичных предпрофессиональных классах ученики не только проходят углубленное изучение по профильным предметам, но и занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в различных разработках. Нередко придуманное школьниками потом находит свое воплощение в реальной жизни. О самых необычных, но полезных проектах московских школяров расскажем в этом материале.
Так, ученик школы № 2097 одиннадцатиклассник Александр Черников создал робота-консультанта, который сможет проводить встречи вместо человека. Это актуально в случае болезни или плотного расписания, из-за которого у людей не всегда получается присутствовать на мероприятиях лично. "Идея родилась давно, еще в 8 классе, - рассказывает Александр. - Были разработаны чертежи, по которым изготовлены детали, используемые для сборки робота. После чего были смонтированы все необходимые элементы и электрооборудование. После полной сборки робота был разработан алгоритм и программа управления, а затем ее отладка". С поступлением в предпрофессиональный класс процесс пошел быстрее. У школьника появилась возможность использовать специальную лабораторию и советоваться с наставником из МИСиС. Александр не только собрал робота, но и написал для него программное обеспечение. С поступлением в вуз он планирует еще усовершенствовать свою разработку.
Аида Абакарова, ученица школы № 627, придумала ультразвуковой дальномер, который помогает ориентироваться в пространстве. Прибор работает в радиусе четырех метров и основан на принципе эхолокации - именно ее используют для перемещения дельфины и летучие мыши. Модуль дальномера посылает ультразвуковой сигнал и считывает его отражения от объекта. Так робот ориентируется в пространстве. Работая над проектом, Аида провела исследование - сравнила характеристики ее проектируемого дальномера с существующими приборами. "Работа над проектом позволила мне расширить свои знания в области электротехники, программирования и 3D-моделирования. Я выбрала эту тему, так как мне было интересно ознакомиться с устройством и принципом работы такого электронного прибора, как гироскоп-акселерометр, поскольку его аналог присутствует и в живой природе, это, например, вестибулярный аппарат человека", - подчеркнула Аида.
Старшеклассница планирует усовершенствовать проект для создания 3D-сканера. А свою будущую жизнь она намерена связать с информационными технологиями в медицине.
Ученица школы № 152 Мария Вострова предложила усовершенствовать кормушки для птиц в городских парках. Она создала автоматизированную систему, которая сама будет следить, чтобы пернатые зимой не голодали.
"На идею создания меня подтолкнуло мое исследование. Обслуживание сети кормушек в городских парках и скверах занимает много времени, а поиск пищи у птиц в холодное время года затруднен. Поэтому я поставила перед собой цель разработать подобную модель", - отметила Мария. Сначала школьница изучила, как сейчас обслуживают кормушки, и пришла к выводу, что этот процесс можно ускорить. Она создала 3D-модель автоматизированной кормушки, а затем собрала прототип из влагостойкой фанеры. С помощью оборудования в лаборатории предпрофессионального образования Мария вырезала детали лазером и склеила их специальным составом. Затем сама написала программное обеспечение. Роботизированное устройство способно следить за наполненностью кормушки. Кроме того, программа позволяет соединить отдельные "пункты питания" в общую сеть. Мария уже обратилась с предложением к руководству столичного Петровского парка о внедрении ее разработки.
Антон Цейсновский, ученик школы № 1560, разработал проект автоматического доставщика. Такое устройство, по замыслу автора, должно помочь перемещать книги из школьной библиотеки в кабинеты. "На идею проекта меня вдохновили специальные механические доставщики Яндекс, в которых продумано, кажется, все - от удобного размера до специального оборудования, позволяющего сохранить свежесть продуктов и целость упаковки. Но я планирую пойти дальше: так улучшить свое изобретение, что оно сможет поспорить с Яндекс-доставщиками", - заявляет Антон.
Напомним, что предпрофессиональные классы - один из самых масштабных проектов в сфере столичного образования. В сотрудничестве с ведущими вузами школы готовят учеников к освоению наиболее актуальных профессий, востребованных на современном рынке труда. Вместе с наставниками подростки разрабатывают проекты, которые затем представляют на научно-практических конференциях, таких, как "Инженеры будущего", "Наука для жизни", "Старт в медицину", "Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату".