Войти в почту

Музей истории Пермского университета отметил полувековой юбилей

Этот небольшой музей открыт каждый день, и сюда может зайти каждый, кому интересна история Пермского классического университета. Среди экспонатов здесь и девичья куртка из стройотряда, густо увешанная значками, и кусочки папируса, неведомыми путями попавшие из Древнего Египта в Пермь.

Музей истории Пермского университета отметил полувековой юбилей
© Российская Газета

В январе музей истории Пермского университета отметил свой 50-летний юбилей. Музей был открыт 10 января 1973 года согласно приказу ректора вуза Виктора Петровича Живописцева. Первым его директором стала Ольга Зонова, при которой стал формироваться фонд документов по истории университета.

В 1976 году директором становится Александр Стабровский, именно им в 1981 году была открыта первая постоянно действующая экспозиция.

- На выставке были представлены рассказы о сотрудниках университета, - говорит Валерия Яковлева, заместитель директора музея истории ПГНИУ. - В том числе об участниках Великой Отечественной войны. Также тут размещались сведения об истории создания и деятельности нашего вуза.

С небольшими изменениями экспозиция просуществовала сорок лет. Но осенью прошлого года, в ходе подготовки к юбилею, ее полностью поменяли. В основу новой выставки была положена концепция четырех столов. Всем известно, что мир держится на трех китах, а новая идея музейщиков заключается в том, что Пермский университет держится на четырех столах. И это не метафора. У каждого экспоната на старых столах своя история.

Вот деревянный, с множеством ящиков стол одного из ректоров Андрея Александровича Рихтера, видного физиолога, академика. Он в окружении экспонатов мини-экспозиции "Ректоры-устроители", это и снимки, и приборы столетней давности. Тут же, на одном из прозрачных стендов, обозначены ректоры, возглавлявшие Пермский университет в разные годы. Он так и называется: "О чем размышлял ректор, сидя за столом?"

По мнению музейных работников, все они мечтали о развитии вуза, но каждый по-своему. Без сомнения, астроном Константин Покровский в 1916 году думал об организации с нуля 25 кафедр. Химик Николай Култашев и математик Абрам Безикович - о том, как сохранить университет, разделенный фронтом Гражданской войны. Историк Николай Оттокар пытался примирить классический университет и большевистскую культурную политику.

Второй стол включен в мини-экспозицию "Профессора и преподаватели". Центральное место на нем занимает чудо вычислительной техники советских времен - арифмометр "Феликс", серьезная машина. На ней можно вычитать, умножать, складывать и делить. А рядом стенды, посвященные женщинам-ученым, преподавателям и профессорам.

Еще одна опора университетской жизни, появившаяся при советской власти, совершенно уникальна. Это стол из парткома вуза. На небольшой выставке об общественной жизни Пермского университета представлены газета с известием о начале очередного съезда коммунистической партии, шахматы, старый фотоаппарат и подозрительного вида талмуд, открывать который не рекомендуется.

- Мы хотели показать, что кроме учебы существовал огромный пласт жизни университета, - поясняет Валерия Яковлева. - Был не только партком, но еще и комитет комсомола, студком. Они занимались организацией студенческой самодеятельности, спортивных соревнований, студотрядов. Все это часть нашей истории.

И, конечно, самый главный кит, на котором держится весь университет, - студенческая парта. Музейщики постарались обустроить эту небольшую экспозицию от души. На столе курсовые работы, потрясающие нынешних студентов тем, что написаны от руки. Сбоку воткнуты шпаргалки - обязательный, хотя и строго преследовавшийся способ сдачи экзаменов. Тут же девичья куртка со множеством значков - свидетельство работы в стройотрядах. А на стенде - образцы студенческих граффити. Молодежь всегда любила самовыражаться с помощью надписей в самых неожиданных местах, университет не стал исключением. "Лектор гонщик", "Да здравствует советская власть", "А меня зовут Чибон-хомяк". Коллекция студенческих граффити - тоже свидетельство времени.

Музей истории Пермского университета официально основан в 1973 году, но среди его экспонатов есть и древние. Это потому, что с момента основания вуза при нем был открыт музей древностей и изящных искусств. Так полагалось во всех императорских университетах. Сегодня его коллекции включены в фонды музея истории Пермского университета.

Самая большая коллекция античности и древнеегипетских древностей Прикамья также находится здесь. С ней связаны несколько запутанных историй, которые за давностью лет, видимо, уже не разгадать никому.

Музей древностей и изящных искусств создавался как кабинет наглядных пособий при историко-филологическом факультете. Экспонаты покупали и за счет казны, и с помощью меценатов, того же Николая Мешкова, основателя университета.

Правда, не все шло гладко, ведь в стране бушевала Гражданская война. В 1918 году приобрели у Арона Фроловича Эльтермана, известного петербургского антиквара, 1800 предметов эпохи античности, но в Пермь коллекция попала только в начале 1920-х годов. Занимался ее доставкой Алексей Шмидт, известный египтолог, первым, кстати, описавший знаменитый пермский звериный стиль.

Еще одна значительная часть коллекции древностей оказалась в Пермском университете в 1922 году. Ранее экспонаты, в том числе древнеегипетские папирусы, принадлежали генералу Александру Пальникову, жившему в Санкт-Петербурге. В 1917 году он умер, а его коллекция благодаря усилиям того же Алексея Шмидта через несколько лет попала в Пермь.

Однако по воле бюрократов все эти собрания древностей в одночасье исчезли из вуза. Музей древностей в 30-х годах XX века располагался в здании педагогического факультета. Его преобразовали в самостоятельный вуз, туда и передали все античные и древнеегипетские экспонаты. Вместе, кстати, с профессорской библиотекой. С этим не смирился Отто Бадер, создатель школы пермских археологов. В 1950-е он добился того, чтобы коллекции вернули в университет. Библиотеку возвратить не удалось.

В музее истории Пермского университета можно увидеть и замечательные изделия императорского Строгановского художественного училища. Керамические ендовы, кувшины, а еще предметы домашнего обихода, назначение которых точно неизвестно, и ученые периодически с удовольствием дискутируют о том, для чего они нужны и зачем вообще изготовлены.