Главархив опубликовал электронное издание об истории народного образования в России в XIX–ХХ веках

В этом году исполняется 220 лет со дня выхода указа Александра I об учреждении учебных округов. К этой дате Главархив Москвы подготовил электронную книгу «Из истории народного образования в Москве. 1803–1917». Издание доступно на сайте виртуального музея «Москва — с заботой об истории» в разделе «Медиатека», подразделе «Библиотека». В книге рассказывается о работе школ, народных училищ, гимназий и частных пансионов до революции 1917 года, а также о знаменитых выпускниках учебных заведений.

Главархив опубликовал электронное издание об истории народного образования в России в XIX–ХХ веках
© Mos.ru

В издании подробно рассматривается процесс появления системы управления народным образованием в Москве в первой половине XIX века. 25 января 1803 года император Александр I подписал указ «Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний». Этот документ положил начало созданию Московского учебного округа, в подчинении которого теперь находилось 10 губерний: Московская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Костромская, Смоленская, Тверская, Тульская, Рязанская и Ярославская.

Из книги можно узнать об этапах реформирования среднего образования в 1860–1870 годах, также речь идет о развитии образования на рубеже XIX–ХХ веков. Отдельные главы издания посвящены истории появления женского образования в России, например открытию знаменитых Высших женских (Бестужевских) курсов или развитию сферы среднеспециального образования. Для тех, кто не хотел получать высшее образование, были доступны курсы среднеспециального образования, где давались практические знания. Окончив их, девушка могла устроиться работать стенографисткой или телеграфисткой.

В издании также дается краткий очерк по истории управления Московским учебным округом. В качестве приложений представлены фотографии подлинных документов XIX — начала ХХ века. Можно прочитать тексты протоколов, циркуляров, записок, относящихся к актуальным проблемам школьного воспитания, или ознакомиться с распоряжениями, регламентирующими различные изменения в системе образования. Также есть документ о распорядке дня гимназистов.

Особое внимание уделяется знаменитым московским гимназиям и частным пансионам для детей богатых дворян, которые закончили многие известные люди. Так, воспитанниками Первой московской мужской гимназии были драматург Александр Островский, историки Сергей Соловьев и Михаил Погодин, революционер-анархист Петр Кропоткин. Во Второй московской гимназии в разные годы учились психиатр Николай Баженов, биохимик Александр Булыгинский, физикохимик Иван Каблуков, хирург Сергей Юдин. Отдельный очерк посвящен значению частных учебных заведений, например мужской гимназии Льва Поливанова или женской классической гимназии Софьи Фишер.

Во время Первой мировой войны воспитанники московских гимназий участвовали в благотворительных сборах на нужды фронта. Так, в предрождественские недели 1914 года ученики московской гимназии № 7 совместно с учениками частной гимназии Поповой собрали для солдат около 400 пудов (более 6,4 тысячи килограммов) теплых вещей. Кроме того, для них передали кисеты с табаком, а также чай, сахар и мыло. Денежные пожертвования составили 338 рублей 85 копеек. Перед Пасхой 1915 года московские школьники собрали и отправили в Галицию 66 ящиков с подарками. Доставил их по назначению поезд Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам.