1 февраля - последний день подачи заявлений на сдачу ЕГЭ по выбору

На подходе Единый госэкзамен: 1 февраля - последний день подачи заявлений на сдачу Единых. К этому моменту ребята должны определиться, какие экзамены по выбору будут сдавать. А значит, уже выбрать и вузы, и направления, на которые собираются поступать летом. Что выбрать? В помощь абитуриентам - мониторинг качества вузов, подготовленный Высшей школой экономики при поддержке Минобрнауки России. Ключевой показатель - средний балл ЕГЭ, с которым поступают в вузы абитуриенты. Это, по словам экспертов, один из самых простых, понятных и достоверных показателей репутации вуза и среди коллег, и среди абитуриентов.

1 февраля - последний день подачи заявлений на сдачу ЕГЭ по выбору
© Российская Газета

Что выяснили эксперты? По словам научного руководителя ВШЭ Ярослава Кузьминова, по итогам прошедшей приемной кампании у абитуриентов и их родителей стабильные предпочтения, они ориентируются на нормальное, устойчивое развитие экономики и рынка труда

Высокобалльники

В 2022 году ребята с баллами ЕГЭ выше 80 активно поступали на "Востоковедение и африканистику", "Бизнес-информатику", "Дизайн", "Лингвистику и иностранные языки", "Международные отношения". С баллами чуть ниже 80 - на "Теорию искусств", "Политологию" и "Философию".

В региональных вузах отличники шли на "Рекламу и связи с общественностью" и "Журналистику и литературное творчество".

А вот примета этого года в том, что 80-балльным направлением перестала быть "Филология". Здесь средний балл снизился на вроде бы незначительные 1,1 балла - с 80,6 в 2021-м до 79,5 в 2022-м, но в баллах ЕГЭ это вполне ощутимая разница.

Самые низкие баллы бюджетного приема - у направлений "Сельское и рыбное хозяйство", "Экология", "Энергетика и энергетическое машиностроение". "Транспортные средства" - менее 60. Это звоночек. Тем более, что более чем в 30 вузах на этих направлениях средние баллы составляют и вовсе менее 56.

Инженеры

Отдельно отметили эксперты ситуацию с приемом на инженерные направления. Прием на них по сравнению с 2021 годом вырос, но не происходит падения качества приема.

Так, средний балл ЕГЭ по совокупному приему либо остается на уровне 2021 года, либо увеличивается на 0,1 балла: на "Машиностроении", к примеру, в этом году - 62,1 балла, на "Технологических машинах и оборудовании" - 63,5 балла, на "Транспортных средствах" - 58,7 балла против 58,6 балла.

Компетенции инженера сегодня выходят за стандартные рамки. Его труд становится все сложнее

А некоторые инженерные направления, даже несмотря на незначительное снижение приема, отмечают рост качества. Так, средний балл ЕГЭ на направлении "Технологии легкой промышленности" увеличился на 2,3 балла - с 64,8 до 67,1. При этом средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет еще выше - 68 баллов.

Бюджетный прием

В 2021 году бюджетные места увеличились на 9 процентов. В 2022 году есть небольшое сокращение - на 0,7 процента. Наиболее существенно поджались в местах "Энергетика и энергетическое машиностроение", "Экономика", "Сельское и рыбное хозяйство", "Строительство", "Управление качеством". Зато выросло число бюджетных мест на "Педагогическом образовании" и "Транспортных средствах".

Платный прием

Растет спрос на платные места на социально-экономических и гуманитарных направлениях, кроме, правда, "Менеджмента" и "Экономики".

Платный прием значительно, на 14-37 процентов, вырос на направлениях "Востоковедение и африканистика" "Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование", "Дизайн".

Самыми дорогими в 2022 году стали "Дизайн", "Управление водным транспортом", "Морская техника", "Авиационные системы" и "Востоковедение и африканистика".

Доступнее всего по ценам обучение по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Экология", "Филология", "Психология" и "Сфера обслуживания".

Официально

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:

- Наша страна сталкивается с трансформацией профессиональных квалификаций. Так, инженерные профессии - новый вызов для высшего образования. Поскольку мы переходим в определенной степени к самообеспечению технологиями, это совершенно меняет модель подготовки инженеров. Необходимые инженеру компетенции расширяются, его труд приобретает сложность, в нем растет элемент непредсказуемости. Компетенции инженера выходят за рамки стандартных наборов квалификаций, и это необходимо учитывать в подготовке студентов.