Как проходят патриотические уроки в нижегородских школах

Как проходят патриотические уроки в нижегородских школах
© В городе N

Четвертый месяц учебная неделя российских школьников начинается с поднятия флага под государственный гимн, а их учебный план пополнился еще одним уроком — «Разговорами о важном». На сайте с методическими рекомендациями к урокам говорится, что занятия «призваны простыми словами рассказать о таких человеческих ценностях, как дружба, уважение, историческая память, милосердие, справедливость». При этом это нововведение вызвало волну негодования в соцсетях. Многим родителям новый предмет напомнил советские «уроки политинформации», на которых учителя и активисты проводили пропаганду режима и действий властей среди детей.

Хорошую Родину любят просто потому, что она Хорошая. А когда необходимы «уроки Героизма», это просто пропаганда власти*, — пишет Николай С. под постом в сообществе «Типичный Нижний Новгород» в «ВКонтакте».

Получается Родину нужно любить, потому что так сказали сверху, а не потому что это Родина. Патриотично, — комментирует тот же пост Кирилл Е.

* - в комментариях из соцсетей сохранена авторская орфография и пунктуация

Редакция ИА «В городе N» выясняла, как на самом деле проходят «Разговоры о важном» в нижегородских школах, а также попробовала разобраться, какую картину мира они формируют у детей.

Начало недели под гимн России

В ноябре наш корреспондент посетила занятие в школе № 33, на котором также присутствовала министр образования Нижегородской области Ольга Петрова.

Юные нижегородцы пришли в школу, как положено, к 8:00. Правда, в этот раз поднятие флага пришлось ненадолго отложить: учащиеся ожидали приезда главы регионального Минобра. Около 15 старшеклассников вышли на задний двор школы. Построением руководила учительница, все четко и официально, как в армии. Под звуки гимна, которые звучали из портативной колонки, несколько ребят вынесли флаг и торжественно подняли его. После этого школьники направились на занятие.

Урок о любви к матери

Методические рекомендации для проведения «Разговоров о важном» едины для всей страны. Каждый урок связан с определенной темой. Часто они приурочены к какому-то празднику или памятной дате. В этот раз урок был посвящен Дню матери.

Занятия ведут классные руководители. Пятиклассники, например, вместе с учителем вспоминали, за что любят маму, а потом готовили приглашения для родителей на школьный праздник, обводя ладошки и вырезая их из бумаги.

Десятиклассники, разумеется, обошлись без поделок. Классный руководитель Евгений Александрович рассказывал про то, на какие меры поддержки могут рассчитывать молодые семьи. Он привел статистику, подчеркнув, что 43% россиян считают, что их финансовое положение после рождения ребенка не изменилось, и это достаточно хороший показатель. Педагог отметил, что уровень жизни в России не так низок, по сравнению с другими странами. Он привел в пример США, где, по его словам, около 60% граждан устраиваются на вторую работу, чтобы обеспечить семью. Перед самым звонком учитель поинтересовался, кто из учеников планирует завести семью до 30 лет. Правда, руку подняли только три ученика из всего класса.

Учебная нагрузка

После звонка десятиклассники побежали на перемену, а Евгений Александрович поспешил готовится к уроку биологии в другом классе. Несмотря на то, что у старшеклассников, у которых ЕГЭ не за горами, появилась дополнительная нагрузка, а у учителя — еще один урок в плане, педагог позитивно отнесся к изменениям.

В старшем звене много уроков, везде пятидневка. При большом количестве занятий всегда существует трудность проведения классного часа. У некоторых детей бывает по восемь уроков, включая факультативные. А здесь гарантированный государством первый час, который обеспечивает классного руководителя временем, которое он должен использовать для проведения тематических занятий. Мы фактически делаем это тематическим классным часом, который проводится по всей России. То есть теперь не сам классный руководитель думает, какой классный час ему выстроить. Теперь единый государственный классный час существует в рамках всей страны, — сказал педагог.

Он рассказал, что сначала детям же эти уроки казались непривычными и странными, те же самые темы поднимались и в начальной школе, и даже в детском саду. Однако учитель отметил, что сейчас они обсуждаются более серьезно, что помогает ребятам подготовиться к взрослой жизни.

Цикличность во всех этих праздниках придает устойчивость: цикличность календарного года, цикличность памяти, — то, что потом они смогут передать детям, — добавил классный руководитель.

Он отметил, что конфликтных ситуаций с учениками, несмотря на неоднозначность и сложность некоторых обсуждаемых тем, у него не возникало.

У нас с детьми доверительные отношения с пятого класса, поэтому провокациями специально они не занимаются, а я готов ответить всегда на любой вопрос, — подытожил Евгений Александрович.

«Не было — и не надо»: мнение родителей

Редакция пообщалась с родителями нижегородских школьников. Мнения у них были разные. Некоторые родители считают, что ребятам рассказывают интересные вещи.

«Путешествовали» по стране, про Куршскую косу что-то смотрели. Рассказывала потом про танцующие деревья, — поведала, как проходило одно из занятий, мама первоклассницы.

При этом родители других учеников считают, что вместо «Разговоров о важном» детям стоит готовиться по основным дисциплинам школьной программы.

А вот мама одного из учащихся младших классов рассказала, что, по словам ее сына, на таких уроках они в основном занимаются своими делами.

Мне не нравятся эти уроки, лучше математикой позаниматься. Не было — и не надо, — считает мама третьеклассника.

И таким образом занятия бывают построены не только у малышей.

Сначала классный руководитель говорит о постороннем, оценках или, например, о Пушкинской карте. После мы пытаемся пропеть гимн, далее учитель вкратце говорит о теме и включает видео, после которого мы проходим всем классом тест (но на самом деле проходят несколько человек, а остальные занимаются своими делами), — рассказал ученик старших классов одной из нижегородских школ.

Его мама призналась, что к таким занятиям относится плохо.

Отдавать урок на то, что можно по желанию и возможности родителей обсудить с ребенком минут за 5–10? Допустим, у нас добавили русский восьмым уроком, так как одного часа в неделю не хватает, а могли бы поставить вместо «Разговора о важном», что снизило бы нагрузку, — сказала мама ученика.

Она отметила, что поскольку к этим урокам никто не относится серьезно, то и несогласия с учителем практически не возникает.

Реакция на критику

Еще в начале учебного года в ходе прямого эфира с заместителем губернатора Нижегородской области Давидом Мелик-Гусейновым и министром образования Ольгой Петровой родители спрашивали, можно ли прогулять «Разговоры о важном». В общении с ИА «В городе N» Ольга Петрова отметила, что, судя по обращениям и реакциям в соцсетях, которые появились в начале учебного года, не все нижегородцы понимали значение, смысл и важность этих уроков.

Это разговоры о жизни. Это урок, за который не ставят оценки. Ребенок к 8:00 приходит в школу. Как же он может не прийти? Как он может отказаться? Почему родитель должен отказаться от того, чтобы с его ребенком поговорили про день мамы? Это классный час, на котором мы говорим об общих для всех ценностях и нравственных идеалах, — заявила Петрова.

Глава Минобра отметила, что опасения и сомнения, которые возникали у родителей еще весной, когда Минпросвещения РФ впервые заговорило о введении «Разговоров о важном», сейчас развеялись.

Те ценности, которые обсуждаются, обсуждаться должны всегда. Они и раньше обсуждались на классных часах, только у всех были разные сетки. Сейчас это все четко, в одно и то же время, систематизировано, с большой поддержкой всех методических материалов. Никаких сложностей нет, — считает Ольга Петрова.

Учителя и компетенции

Хотя уроки, как правило приурочены к различным праздникам и памятным датам — от Дня народного единства до 165-летия со дня рождения К. Э. Циолковского, на уроках порой затрагиваются достаточно личные темы. При этом «Разговоры о важном» ведут классные руководители, когда, казалось бы, для каждого урока нужны отдельные компетенции, например, историка, политолога или даже психолога. Однако Ольга Петрова уверяет, что навыков классных руководителей вполне достаточно для проведения таких занятий.

Каждый педагог должен уметь разговаривать со своим классом. Это первое. Второе: все методические материалы настолько достаточны, что математик легко может говорить об этом. Безусловно, это та самая программа воспитания, которая должна быть реализована в нашей школе. Все классные руководители эти компетенции имеют и, как показала практика, вполне комфортно чувствуют себя на этих уроках, — сказала министр.

Обсуждение или осуждение?

Психологи отмечают, что такие уроки необходимо вести очень аккуратно, чтобы избежать пагубного влияния на состояние и личность ученика. Эксперты поделились с редакцией ИА «В городе N» случаями из практики.

Бывает такое, что учителя начальных классов приходили и говорили: «Встаньте те, кто живет в полной семье, или те, кто живет в неполной». Бывали истории, что дети из неполных семей приходили домой расстроенные, не хотели идти в школу. Это выяснялось на родительских собраниях. Учительница говорила: «У вас полная семья, это хорошо. У остальных судьба-судьбинушка». Ребенок и так боится быть не таким, это его возрастная программа — «вписаться в компанию сверстников», чтобы они его уважали и ценили. Бывает такое, что спрашивают о работающих мамах: сколько они уделяют вам внимания, когда они приходят домой, а делают ли они с вами уроки. Ребенок подросткового возраста может все, что услышал в школе, дома выплеснуть. И так, когда ребенок взрослеет, ему нужно обрести опору, а тут получается дополнительный повод для конфликта, — рассказала о случаях из практики к.м.н., психотерапевт Жанна Русина.

Она подчеркнула, что такие уроки хороши, если учитель изначально с большим уважением относится к семье ребенка и к обстоятельствам, в которых она оказалась. Попытка деления на «правильных» и «неправильных», осуждения, по мнению психотерапевта, очень разобщает ребят и, в первую очередь, с учителем. Наша собеседница объяснила, что в случае любых нападок на родителей, дети, даже склонные к бунтарству, интуитивно все равно встают на сторону близких.

Важно, чтобы не было исключения, того, что одни хорошие, другие плохие, чтобы не было осуждения судеб других людей. Учителя не всегда знают все обо всех, бывает, что-то додумывается, что рассказывается формально. Можно случайно попасть в чью-то историю, ранить людей, — объяснила Жанна Русина.

В целом, как объяснила психолог-психотерапевт Анастасия Жаурова, в вопросах нравственности дети обычно доверяют тому, кто является для них авторитетом и сам проявляет себя как высоконравственный и воспитанный человек. При этом они очень чувствительны ко лжи и любому несоответствию.

Дети и политика 

Вопросы, связанные с патриотизмом, реже, по мнению Жанны Русиной, становятся причинами ссор. Мнение детей о нынешней политической ситуации у школьников спрашивают редко.

Когда это касается не позиции ребенка, а любви к Отечеству, культуре, ребенок обогащается, не идет в протест. Старшеклассникам нужно самим для себя решить, определиться, какие они. Одна мама мне рассказывала, что учительница спросила позицию ребят и ответили только трое. Остальные либо никак не относятся к этому, либо боятся. Она их троих практически поддержала, сказала, что каждый имеет право так думать, что они растут, определяются. Дальше она рассказала исторические факты про нашу культуру. Мама поделилась, что ребенок, который никогда об этом задумывался, завел разговор о политической ситуации. Если опять прийти с каким-то насаждением, как правильно, нападением, в ответ получишь только нападение, — объяснила Жанна Русина.

Она отметила, что дети в целом понимают происходящие в мире события не так, как взрослые, и смотрят на них по-другому. Несмотря на это, позиция формируется у них еще в школьном возрасте, а учителя, родные и сверстники могут на нее повлиять.

У детей нет тех страхов, что у взрослых. Ведь взрослые отвечают за жизнь, зарабатывают деньги, понимают, как это серьезно. Ребенок достаточно романтически настроен, он полностью на содержании. В этом смысле для него эти вопросы далековаты. В этом смысле хорошо, когда формируется позиция очень аккуратно, без насаждения. Это дает ему больше возможности крепнуть, — объяснила психотерапевт.

Основательница Нижегородского женского кризисного центра Анастасия Ермолаева считает, что разговоры, связанные с современной политикой часто приводят к дискомфорту и ссорам, поэтому обсуждать их нужно крайне аккуратно.

Мне кажется, это зависит от руководства школы. Ничего плохого нет в том, чтобы поднимать флаг или петь гимн. Это нормальный здоровый патриотизм. Но не должно быть информационных «перекосов», особенно касающихся настоящей ситуации. Тут должно быть очень объективное мнение, «перекосов» очень много. Нужно быть очень хорошим знатоком истории, чтобы все сопоставить, но далеко не все этими знаниями владеют, — объяснила Ермолаева.

С этого года «Разговоры о важном» проводятся в каждой российской школе, и дети обязаны их посещать. Как юные нижегородцы будут чувствовать себя на уроках и насколько они будут им полезны, в первую очередь зависит от учителя. Если педагог подойдет к занятиям серьезно, будет деликатным и постарается внимательно слушать детей, это может помочь ребятам сформировать личность и задуматься о действительно важных аспектах жизни. Но все ли учителя ответственно подходят к поставленной задаче — сказать пока нельзя.