Учиться быть учёным: как юные нижегородцы раскрывают свои исследовательские таланты
Изобрести новые элементы для микроэлектроники, создавать лекарства, разработать прочную бумагу и многое другое – юные нижегородцы уже со школьной скамьи занимаются наукой. Раскрыть потенциал исследователя в ребёнке помогает национальный проект «Наука и университеты», в рамках которого проводятся всероссийские научные конкурсы, а на базе ведущих университетов страны создаются специализированные учебные научные центры для школьников (СУНЦ). Химия и дирижабли Ученица нижегородского лицея № 38 Арина Филимонова второй раз становится победительницей полуфинала всероссийского научно-популярного конкурса «Наука. Территория героев». «В полуфинале надо было составить научно-популярный тест с вариантами ответов в формате ЕГЭ, – говорит Арина. – Баллы давали за точные формулировки, научность, креативность. Например, просто спросить про самый распространённый химический элемент во Вселенной, предложив выбрать один из вариантов ответа (водород, углерод, кислород или гелий), – это неинтересно, а завернуть что-то вроде «этот химический элемент является причиной самой известной катастрофы дирижаблей» – другое дело. Составлять вопросы было сложно, потому что они должны быть из разных научных областей – от физики до литературы, и чем больше дисциплин представлено, тем лучше». Школьница также провела научное исследование особенностей бокового зрения, поставив ряд физиологических экспериментов на периферическое зрение в условиях слабой освещённости. Наукой Арина занимается четвёртый год, особенно любит астрономию и нейротехнологии. «Сейчас на направлении «Нейро» в кванториуме мы проводим ряд экспериментов о влиянии нагрузок на когнитивные способности старшеклассников, – поделилась она. – Пока сделан вывод об отрицательном влиянии избыточных психологических и умственных нагрузок на мозг подростков. Буду продолжать исследование с расширенной группой». Исследователь из 7 «А» Семиклассница гимназии № 136 Нижнего Новгорода Елена Юхновец тоже участвует в конкурсе «Наука. Территория героев» второй раз. Говорит, научными исследованиями заинтересовалась ещё в четвёртом классе: захотелось выяснить, как действуют антибиотики. «Особенно интересно было, почему возникает к ним привыкание – антибиотикорезистентность, – рассказывает семиклассница. – Я написала проект, представила его сначала в своей школе, потом в районном научном обществе учащихся, где заняла второе место. В прошлом году тоже писала проект по антибиотикам. Сейчас решаем эту проблему с командой, ищем новые продуценты, которые смогут заменить уже не действующие антибиотики». Ещё один победитель полуфинала всероссийского научного конкурса – восьмиклассник дзержинской школы № 10 Михаил Лецкий. Юный дзержинец провёл научное исследование на тему, как сделать бумагу устойчивой к воздействию влаги. Михаил – участник самых различных конкурсов, проектов, научно-практических конференций и олимпиад. Говорит, что планирует поступить в университет, чтобы стать учёным. И первые шаги для этого можно сделать уже сейчас. Наука как стремление к счастью Университеты в России открывают двери не только перед студентами. Способные школьники могут учиться с 9‑го класса в специализированных учебных научных центрах при ведущих университетах страны – СУНЦ. С 2021 года СУНЦ действует и на базе филиала университета имени Лобачевского в Балахне. В 2020 году университет выиграл грант в рамках нацпроекта «Наука и университеты». На средства гранта были созданы лаборатории, в оснащении которых принимали участие нижегородские учёные. Успехи воспитанников центра говорят сами за себя. Так, недавно команда юных физиков‑нижегородцев стала обладателем всех трёх призовых мест всероссийского конкурса школьников «Исследуем и проектируем», который проходил в Якутске. Диплом первой степени получил Георгий Кашин. Победитель признаётся: поступал в специализированный учебный научный центр без особой цели посвятить себя науке, просто захотелось попробовать свои силы. По его словам, первый год пришлось потрудиться. «Ещё бы – повышенный уровень программы, работа по исследовательским проектам, – перечисляет Георгий. – Своими победами я обязан научному руководителю Коряжиной Марии Николаевне. Её исследования меня увлекли, появилась мотивация продвигать тему мемристоров (элементы электроники, – прим. авт.) по всей России». А Сергей Солдатов из 11‑го физико-математического класса СУНЦ объясняет своё желание заниматься исследовательской деятельностью… стремлением к счастью. «Моя главная цель в жизни – быть счастливым, – не скрывает Сергей. – Я счастлив, когда могу помогать другим людям, а наука может дать такую возможность. Надеюсь, что СУНЦ – это начало моего пути». Научный руководитель для школьника По словам советника ректора университета имени Лобачевского, курирующего работу СУНЦ, доктора социологических наук Николая Бармина, в центр принимают выпускников 9‑х классов из Нижегородской области и других регионов. Отбор ведётся на конкурсной основе. «Сейчас в СУНЦ обучаются 77 человек, – рассказал нам Николай Бармин. – Ребята находятся на полном государственном обеспечении – это бесплатное проживание в общежитии и питание. В образовательную программу входит углублённое изучение предметов по двум профилям – химико-биологическому и физико-математическому. Старшеклассники ведут и исследовательскую проектную деятельность, причём за каждым обучающимся закреплён научный руководитель из числа учёных университета. И, конечно, все они участвуют в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах». В этом году планируется принять в СУНЦ 210 человек. Набор начнётся 15 января и продлится до середины июня. Ребята будут проходить испытания по профильным предметам, собеседования, тестирование на склонность к исследовательской деятельности. Это позволит отбирать школьников, которые в перспективе смогут влиться в российское научное сообщество. Подать документы в специализированный учебный научный центр можно онлайн через сайт университета или в приёмную комиссию лично.