Александр Сумароков. Первый русский профессиональный литератор.
Александр Сумароков, выходец из древнего дворянского рода, считается первым профессиональным русским литератором в обоих расхожих смыслах этого слова. Как писатель он был жанрово универсален (для своей эпохи, конечно). Сумароков умел слагать оды по разным поводам, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. "Чистой лирики", оговорюсь, тогда не знали. У стихотворения обязательно должны были быть смысл и цель. Так вот Сумароков в стихотворной технике использовал все существовавшие в его время стихотворные размеры, экспериментировал с рифмой и строфикой. Кроме того, Сумарокова можно назвать отцом русской драматургии, так как он написал девять трагедий для сцены, из которых наиболее известен "Хорев" 1747 года (драма из Киевской Руси). Все его драмы базировались на жанровых и мировоззренческих установках французского классицизма. И все же они были русскими по духу и особенно букве. При этом в драматургии Александр Петрович был одновременно трагиком и комедиографом, хотя эстетика классицизма заставляла авторов пьес "специализироваться". А еще Сумароков был профессионалом потому, что служил придворным поэтом и с этого кормился (впрочем, в его придворной карьере были взлеты и падения). В начале 1767 года он был удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статского советника. Значит, несмотря на перипетии, был признан сильными мира его. Это его и погубило. Елизавета Петровна любила театр, и это давало Сумарокову многие права. Он привык общаться с царственными особами если не запанибрата, то свободно. Когда на престол взошла Екатерина Алексеевна, а Сумароков продолжил разговаривать с ней в менторском наставническом духе, а потом затеял жаловаться ей на своих недоброжелателей, среди которых главенствующее место занимала его родная мать, императрица терпела недолго. Екатерина пригрозила поэту ссылкой в монастырь на покаяние. Сумароков услышал правильно. Он присмирел и стал сочинять государыне льстивые оды ко всем ее личным праздникам: дням рождения, дням восшествия на престол, дням тезоименитства. Отстраненный от двора, жил в Москве, бедокурил и спивался. Где и умер в 1777 году. Годы, заканчивающиеся на 7, вообще были вехами его творческой и личной жизни. Типичная поэтическая судьба. Надгробие Сумарокова в Донском монастыре. Фото: Википедия / Stasa16. Собственная работа Биографию Сумарокова "подпортила" литературная война с М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским из-за техники стихосложения. Это такая сага, которую в двух словах не расскажешь, потому я о ней просто упомяну. Победил по аргументам Сумароков – а по карьере Ломоносов. И еще Александр Петрович был масоном. Но в России XVIII столетия масоны не считались безусловным злом. По крайней мере, те, которые не претендовали на низвержение государственных устоев, а Сумароков был по убеждениям крепостником – если освободить крестьян, то кто с него вечером сапоги снимет?.. Может, чтобы решить эту проблему, на крепостной девушке и женился... В 1756 году Сумароков вступил в масонскую ложу. Она была закрытой эзотерической структурой, идеология которой основывалась на утопии земного рая и проводила эти идеи через художественную литературу. С такой целью Сумароков и затеял издание собственного журнала "Трудолюбивая пчела". Улей для него и его единомышленников был символом оптимального общественного устройства – правильной иерархии. В его глазах, Истинное Просвещение, способное воздвигнуть совершенное общественное здание, должно стоять на базе естественной религии, естественного права и естественного языка, а человек в нем обязан служить, как трудолюбивая пчела, "науке семи должностей", среди коих преобладали гуманитарные дисциплины (могло ли что-то иное быть центром мира для поэта?..). Также публикации "Трудолюбивой пчелы" стремились дать читателям материал для постоянного упражнения в нравственных ценностях масонства — скромности, добронравии, любви к отечеству и трудолюбии. В свет вышло 12 номеров журнала Сумарокова, представлявших собой единый метатекст, ориентированный на систему ценностей и идеологию масонства. Ключи к пониманию оного метатекста лежат в утопии "Сон. Щастливое общество". То есть создатель понимал, что идеал ему только снится… И все же этот журнал отражал религиозно-философские искания своего времени, чем и снискал историческое значение. Современный поэт, переводчик и публицист Марина Кудимова к 305-му дню рождения Александра Сумарокова написала в соцсети эссе "Тигр XVIII столетья". Как отмечает в нем Кудимова, Сумароков – это: "Первый русский трагик, "северный Расин", без которого не было бы "Бориса Годунова" и "Царя Феодора". Первый русский профессиональный литератор, умерший в полной нищете, как профессия и обязывает. Рационалист и моралист… Певец и воспитатель дворянского сословия и кодекса чести дворянина, женившийся на крепостной. Наконец, вздорный сутяга с ужасным нравом и горький пьяница, - но где вы видели трезвого, умытого, уживчивого и всем любезного поэта?". В эссе приведен отрывок из стихотворения Сумарокова 1781 года. Концовка его связана, видимо, с какими-то фантазиями, снами об идеальном государстве. А вот начало будто вчера написано: Если девушки метрессы, Бросим мудрости умы; Если девушки тигрессы, Будем тигры так и мы. Как любиться в жизни сладко, Ревновать толико гадко, Только крив ревнивых путь, Их нетрудно обмануть...