Войти в почту

Очень классные руководители

Каким должен быть современный учитель? Об этом говорили на Всероссийском форуме классных руководителей, который состоялся в Москве. В нём участвовала делегация молодых педагогов Курской области, которые не так давно и сами сидели за партой. Вернувшись с форума, они рассказали нашему корреспонденту о том, чему научились сами и как теперь учат своих подопечных. Быть первым среди равных Галина Михайлова в 2020 году стала победителем международного конкурса профессионального мастерства «Преподаватель года». Сегодня она преподаёт в Курском педагогическом колледже. Сама Галина Валентиновна окончила Курский государственный университет, факультет педагогики и психологии. Начала свой путь в профессии достаточно рано – инструктором центра «Монолит». Ещё во время учёбы в университете Михайлова начала работать в своей родной курской школе № 42. – Три года я работала педагогом дополнительного образования и старшей вожатой, – рассказывает Галина Валентиновна. – На пятом курсе мне удалось попасть на практику в одно из лучших, на мой взгляд, образовательных учреждений Курска – педагогический колледж. Первый коллектив, в котором Михайлова стала классным руководителем, – как раз группа колледжа. – Она состояла из 32 человек. Почти все – девушки 15-16 лет, и среди них лишь двое юношей, – вспоминает педагог. – Каждый был индивидуальностью, личностью! Мы до сих пор дружны, общаемся с выпускниками, теперь уже моими коллегами. – А были у вас трудные классы? – Не бывает трудных и лёгких классов, есть сложные педагогические ситуации. Чтобы разрешить их, необходимы такт, эмпатия, сопереживание. Чаще всего дети страдают от того, что их не слышат взрослые. – Расскажите о трудностях, с которыми чаще всего сталкивается современный классный руководитель. – Поколение, которое мы сегодня воспитываем, достаточно сильно отличается от предыдущих. Наше время – нестабильное, тревожное, хрупкое. Дети это чувствуют. Важно уметь выстраивать с ними психологически комфортные отношения. Во многом это зависит от правильного взаимодействия школы и семьи. Трудно участвовать во всех проектах, которые сегодня создают. Это невозможно чисто физически, потому сейчас главное – выбрать для себя направление. Трудности можно преодолеть при рациональном распределении времени и сил. – Какие лучшие практики удалось почерпнуть на форуме? – Практика создания программы воспитания внутри образовательной организации, институт воспитания РАО достаточно подробно дал нам на мастер-классе установки на создание этого программного элемента. Институт предоставил программу открытых уроков по взаимодействию с семьёй. И они выпустили очень интересную книгу – «Азбука счастливой семьи». Она полезна и педагогам, и родителям. Важно мнение ребёнка В январе этого года в Курской области была создана Ассоциация классных руководителей. Её возглавила Маргарита Емельянова. Маргарита Владимировна в 2014 году закончила Курский государственный университет – факультет иностранных языков (кафедра французской филологии). А в конце 2021 года стала победителем Первой всероссийской молодёжной премии «Время молодых» в номинации «Руководитель и автор детского проекта». – Ни для кого не стало неожиданностью то, что я пошла работать в школу учителем, – говорит Маргарита Емельянова. – Отчасти нашу семью можно назвать педагогической династией: в прошлом мама – музыкальный работник детского сада, а старшая сестра – преподаватель русского в качестве иностранного. – Помните первый класс, которым руководили? – Как только я пришла работать в школу, мне сразу предложили стать классным руководителем 5-го класса. Изначально, как и ко всем молодым и неопытным педагогам, родители и коллеги относились ко мне со скепсисом, но со временем, я считаю, мне удалось проявить себя активным педагогом. Поэтому, как говорится, дорогу – молодым. Им нельзя подрезать крылья, а нужно давать возможность показать всё, на что они способны. – Приходилось ли вам разрешать конфликтные ситуации в классе? – Видимо, я действительно везучий классный руководитель. В моей педагогической копилке было не так много конфликтных ситуаций, и ни одну из них нельзя назвать из ряда вон выходящей: кто-то спрятал дневник соседа по парте, или влюблённый семиклассник дразнил одноклассницу, или возникло недопонимание у ученика с учителем-предметником. А может, родители слишком требовательны к своему ребёнку и это привело к снижению мотивации. Эти ситуации можно решать почти безболезненно, но только если выслушано мнение всех участников конфликта. Особенно важно выслушать мнение ребёнка, понять его эмоции, узнать первопричины соответствующего поведения. – Какой случай из вашей педагогической практики вы можете назвать главной победой? – Я была очень горда, когда в прошлом году 10 моих учеников из 9 классов решили сдавать государственный экзамен по иностранному языку. Своё решение они объяснили так: «Мы хорошо трудились всё это время, и вы сможете нас подготовить к экзамену. Родителям мы сказали, что репетитор не нужен». Мне кажется, это лучшая похвала для учителя-предметника и однозначно педагогическая победа. – Расскажите, что нового для себя вы узнали на Всероссийском форуме? – Форум отметился огромным количеством социальных партнёров проекта, таких как «Российское движение школьников», «Российское движение детей и молодёжи», «Навигаторы детства», «Большая перемена»… Именно такие федеральные проекты, где слышат детские инициативы, помогают их развивать и реализовывать, где воспитывают всесторонне развитого человека, любящего свою страну, помогут выстроить правильную траекторию воспитания подрастающего поколения. Поэтому я с удовольствием буду включать в свою работу взаимодействие с данными социальными партнёрами. Наш классный – звезда! В Касторенской школе № 1 на День учителя ребята сделали своим наставникам подарок – фильм собственного производства. Сами написали сценарий, сами монтировали, озвучивали, сами были актёрами, да и фильм – из школьной жизни. Артисты и режиссёр представили «все типы учеников» – талантливых, старательных, прилежных и не очень. Все «типы» были интересными, каждый хорош по-своему! Откуда камера для съёмки? В смартфоне, конечно. – Что толку рассказывать о том, как вредно часами сидеть в телефоне, – говорит учитель химии и биологии Андрей Парамонов. – Лучше научить, как это делать с пользой, получая новые навыки. Решили записывать видеоролики, администрация нас поддержала, и ребята сразу увлеклись. Фильмы, которые мы создаём в нашей импровизированной телестудии, выкладываем в сообществе нашей школы в «ВК». Андрей Юрьевич – «потомственной» учитель. Его папа – Юрий Анатольевич – тоже учитель, преподавал физкультуру. – Первый урок химии дал ещё на практике, – рассказывает наш собеседник. – Колени дрожали – очень волновался! Химию изучают в старших классах, и ученики были ненамного моложе меня. Андрей Парамонов вернулся в свою школу после пятилетнего «перерыва» на высшее образование – учился в Воронежском педагогическом университете, закончил аспирантуру и стал кандидатом биологических наук. Мог остаться в науке, но решил учить детей. Касторенская СОШ № 1 – для него родная. Здесь полюбил химию и биологию. Считает, что учеников можно воспитать только своим примером и только вместе с родителями. Ребята очень скучали по своему учителю, пока он учился на форуме, но и гордились им. Однако встретили с лёгкой иронией. «Андрей Юрьевич, пока вы были там звездой, мы тут времени не теряли. Готовились к участию в школьном конкурсе…» Участвовать и побеждать их учит Андрей Парамонов на своём примере. И не обязательно это должны быть конкурсы педагогического мастерства. Нынешним летом учитель привёз в родной посёлок очередную победу – на конкурсе «Семья Соловьиного края» он, его супруга Анна (кстати, тоже педагог) и маленький сын стали победителями в номинации «Сельская семья». Разговоры о важном, которые теперь проводятся на классных часах, Парамонов считает возможностью ещё раз неформально пообщаться со своими учениками. А чтобы не «засушить» патриотическую работу, он возглавил её сам: руководит юнармейским отрядом имени Героя Советского Союза Василия Алексеевича Сидоренко. И как-то само собой получается, что все с 5-го «влюбляются» в биологию, а потом – в химию. Обожают демонстрационные опыты. Андрей Юрьевич признаётся: опыты любит и его семилетний сын Илья. Ему уже купили детский набор для юных учёных, и он участвует в детских конкурсах по химии. Может, парень станет таким же классным учителем, как отец! КСТАТИ Живое общение не заменит ничто – Всероссийский форум классных руководителей проходит второй раз, – рассказывает председатель Комитета образования и науки Курской области Наталья Бастрикова. – В этом году в нём приняли участие и учителя из новых присоединившихся к России регионов. Главное, что он даёт, – общение и обмен опытом, ощущение сопричастности каждого классного руководителя к общей педагогической семье. В современном мире главный запрос – запрос на искренность. Классный руководитель – это не только наставник, педагог, но и старший друг. От того, насколько честен педагог с ребёнком, будут зависеть все результаты нашей общей работы. Сегодня на помощь педагогам пришли цифровые технологии: учителя ведут блоги, делятся с коллегами опытом, даже снимают видеоклипы. Однако участники форума убеждены: живое общение не заменит ничто. Елена ГАМОВА Фото Ольги Сотниковой и из архивов героев публикации

Очень классные руководители
© Курская правда