Войти в почту

Генная инженерия и духовые инструменты: как нижегородские дети развивают свои таланты в «Лазурном»

Создать робота для сортировки мусора, победить болезни, повысить мастерство игры на духовых инструментах – за недавнюю смену в «Лазурном» успешные ребята смогли углубить свои знания и навыки по выбранным направлениям, а также предложить интересные идеи для молодёжных и не только проектов. «Лазурный» – одна из главных площадок регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега», который помогает детям развиваться и найти себя во взрослой жизни. Генная инженерия для девятиклассника «Вега» работает по модели всероссийского образовательного центра «Сириус». Региональный центр появился в регионе по инициативе губернатора Глеба Никитина. С 2019 года Нижегородская область является одним из пилотных регионов страны, где в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование» были открыты такие центры. По словам директора регионального центра «Вега» Ирины Зиновьевой, в «Лазурном» проводится множество программ и интенсивов по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт», причём для каждой смены они разные. Это может быть олимпиадная подготовка к одному из предметов, фотография, живопись, вокал или тренировки по конкретному виду спорта. Интенсив по генетике, который разработал для «Лазурного» преподаватель «Веги» Сергей Тарасов, – это полноценные занятия наукой. «Мы учимся работать с генетическими базами данных, изучаем принципы наследований определённых генов и их вариации в организме, – рассказывает Сергей Тарасов. – Ребята выбирали ген – человека, растений или животных, выясняли, какой продукт в организме он кодирует, что этот продукт делает в клетке и с какими другими генами он связан. Затем разрабатывали самостоятельную задачку на этот ген и обменивались своими задачками друг с другом. Многих интересовала медицинская генетика – взаимосвязь генов с болезнью, а также генная инженерия, которая необходима для создания лекарств будущего, для селекции, получения новых сортов, пород, штаммов. Ученица интенсива Лилия Харитонова от занятий в «Лазурном» в восторге. «Мы изучали основы современной генетики, учились решать генетические задачи, рассматривали, как генетика представлена в областях молекулярной биологии и цитологии, – поделилась школьница. – А ещё мы проводили интересные исследования об отдельных генах и механизмах их регуляции. Очень познавательно и увлекательно!» В «Веге» Сергей Тарасов ведёт две годовые образовательные программы – «Биохимия и молекулярная биология» и «Биоинформатика, биоинженерия и генетика». «Обучение строится по аналогии изучения дисциплины в вузе, – говорит преподаватель. – Раз в неделю мы встречаемся – с ребятами из Нижнего Новгорода очно, из районов – дистанционно – и изучаем теоретические аспекты, а раз в месяц все собираемся на кафедре ботаники, физиологии и защиты растении сельхозакадемии или в детском центре в «Швейцарии»: ставим лабораторные эксперименты, обрабатываем первичные результаты». Справиться с буллингом На интенсиве по проектной деятельности старшеклассники начали разрабатывать очень нужные вещи, которые помогают людям здесь и сейчас. Например, профилактика травли в школе. «Ребята разработали простую и эффективную систему, которую уже можно внедрять: объединение службы медиации и психологического консультирования», – поясняет преподаватель интенсива по проектной деятельности, ведущий специалист сектора научно-технологических проектов центра «Вега» Андрей Сёмин. «Для этого школьников будут учить основам психологической практики, чтобы они вместе с психологами работали с проблемными детьми. Участники смены уже хотят внедрять свой проект в школах одного района города. Есть проекты по созданию приложения для молодёжи, которое позволит понять, где можно интересно и с пользой провести время; идеи по защите прав девушек в образовательных организациях: по разработке робота для сортировки мусора». По словам Андрея Сёмина, даже после окончания смены ребята могут обращаться в «Вегу» за помощью в реализации проектов. Старшеклассница Оксана Захарова в программах «Веги» участвует не в первый раз. «Мы занимаемся теми проблемами, которые волнуют многих ребят в области, – рассказала она. – Прямо сейчас мы разрабатываем приложение, которое позволит находить интересные места для досуга и открывать насыщенную жизнь тем, кто просто не знает о ней». Главное, чтобы работала голова Преподаватель программы «Исполнительское мастерство» – лауреат всероссийских премий, конкурсов и фестивалей Василий Владимирович Денюшин, который работал с такими артистами, как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Аркадий Райкин, гастролировал с оркестрами и джазовыми коллективами по Европе и миру. «Мы занимаюсь в «Лазурном» ансамблевой игрой, – говорит он. – Моими учениками стали победители различных музыкальных конкурсов. У меня в группе было 19 человек из разных районов области, которые играют на горне, трубе, саксофоне. Я так строю занятие, чтобы человек больше работал головой. Для этого есть ряд техник. Можно выучить произведения, держа инструмент и перебирая пальцами, не прикасаясь к нему. Можно отработать любую музыкальную фразу, просто пропев её, или отработать дыхание с помощью дыхательных упражнений и только потом с инструментом. Главное, чтобы всегда работала голова». Как отмечает преподаватель, играть на духовых инструментах полезно для здоровья: происходит вентиляция лёгких и их очищение. «У меня после того, как я стал заниматься на духовых инструментах, прошла астма,– поделился Василий Владимирович. – Знаю многих других людей, которые вылечились благодаря духовым инструментам. А мои ученики замечают, что начинают дольше бегать, не задыхаясь, больше сил появляется. Это сказывается в течение всей жизни». Дыхательная гимнастика, которую Василий Денюшин преподает ученикам, помогает ему ещё и покорять горные вершины. Благодаря таким упражнениям он смог быстро акклиматизироваться на высоте 5000 километров в недавнем одиночном походе в Гималаи. …Всего в осенних учебных сборах в «Лазурном» приняли участие 150 нижегородских школьников. Набор на новую смену в самом разгаре – документы можно подать до 10 ноября. Чтобы попасть на смену в «Лазурный», нужно предоставить портфолио по выбранному предмету на сайте vega52.ru и пройти конкурсный отбор.

Генная инженерия и духовые инструменты: как нижегородские дети развивают свои таланты в «Лазурном»
© Нижегородская правда