Верхняя Салда: "Здравствуй, завтра!"
От Екатеринбурга до Верхней Салды два с половиной часа езды. Мы приехали туда в дни прощания – друг за другом хоронили двух добровольцев, отдавших жизнь на фронте. Один из них – майор запаса, отец близнецов, был знаком многим в 40-тысячном городе.
Я и не знал, что девочки учатся в школе №1, куда нас пригласила директор Елена Алексеевна Самсонова. У входа в школу бронзовый памятник Пушкину – подарок выпускников 1982 года. А в библиотеке хранится юбилейное собрание сочинений поэта, издание которого началось в 1937 году – тогда в Верхней Салде появилась эта школа, с гордостью именуемая Пушкинской.
Первоначального здания уже нет, новое открыли в 2016 году. Язык не повернется назвать школу блатной, она – престижная. Вместо запланированных 550 мест сейчас 641 ученик. Первоклассников взяли 65, а не 50. Но никто не жалуется на тесноту – классы спроектировали с запасом, словно чувствовали – спрос будет расти с прогрессией.
В Пушкинской школе учатся только в первую смену. После обеда лишь дополнительные творческие занятия и спортивные секции. Старшеклассники готовятся к "Балу у Золушки". Каждую осень, следуя пушкинским традициям, проходит бал, и потому выпускники школы могут поразить своими светскими манерами самых придирчивых критиков.
Нам показывают актовый зал, более похожий на студенческую аудиторию-амфитеатр. Школьный музей, в котором можно провести несколько часов. Во всем чувствуется продуманность до мелочей – даже в организации гардероба для учеников и системы безопасности. Ничто не намекает на обстоятельства, в которых страна живет несколько месяцев.
- А как педагоги, ученики отреагировали на трагедию в семье пятиклассников? - спрашиваю я директора
- Мы не акцентируем внимание на этой ситуации. Разумеется, внимательно следим за психологическим состоянием девочек и готовы оказать им необходимую помощь, но надо соблюдать деликатность.
- А, вообще, спецоперация обсуждается в вашей школе?
- Мы обязаны обеспечивать учебный процесс, учебные планы никто не отменял, ученики должны получить необходимые им знания. Конечно, не обходится без общения внутри учительского коллектива, и мы, конечно, переживаем, там находятся и наши жители. Но, поймите, дети не должны видеть расстроенного учителя, все эмоции мы должны держать при себе, - Елена Алексеевна произнесла свой монолог, словно капитан корабля на котором все уверены, что ничто не помешает плаванию к намеченной цели.
Это ощущение не оставляло меня все два дня, что мы провели в Верхней Салде. Далеко на фронте рвутся снаряды, рушатся мосты, обрываются жизни, а тут в 30 километрах от Нижнего Тагила, где собираются русские танки, жители думают о том, каким будет завтра.
Сокращение населения – вот головная боль Верхней Салды. Каждый год минус тысяча человек: кто-то умер, но большинство уезжает. И порой непонятно, в поисках какой лучшей жизни.
Пока мы ждали главного врача городской больницы, успели изучить ситуацию в родовом отделении. Новорожденных было двое – мальчик и девочка, а большое здание рассчитано на 10, а то и 20 новорожденных одновременно.
- В прошлом году родилось 183 ребенка, в этом будет примерно столько же. Здание не пустует – там, в частности, женская консультация, - рассказывает главврач Олег Перин.
Он здесь чуть больше года, перевели из Нижнего Тагила, куда переехал из Екатеринбурга. Недавно стал депутатом городской думы.
- А какие первоочередные планы у врача-депутата?
- Нужна муниципальная программа по стимулированию врачей к переезду в наш город. У меня сейчас 45 вакансий. Даже мобилизовывать было некого – возраст врачей 65+. Сантехника только забрали.
- То есть требуется жилье, современное оборудование, хорошая зарплата?
- У нас врач недавно уехала в Екатеринбург, тут был заработок около 60 тысяч, жилье предоставили. А там без предоставления жилья тот же заработок - куда, зачем?
От местных жителей Перину "достается на орехи", потому что задолго до него обещали построить новую больницу, а там смета, как минимум, 3 миллиарда рублей. И нужно еще голову сломать, как это здание воткнуть в периметр медгородка, не останавливая работу подразделений, разбросанных по разным углам. Пока что главврач получил из областного бюджета несколько миллионов, чтобы укрепить стены простоявших не один десяток лет одно-двухэтажек.
- Минздрав, конечно, помогает. Получили маммограф, рентген. Готовим медико-техническое задание на новое здание.
- Олег Николаевич, вот позвонят вам из министерства и скажут «возвращайтесь в Екатеринбург, у нас кадров не хватает» и что будете делать?
Молодой рентгенолог Перин задумывается. Ну, что у него здесь? Больница обслуживает половину города (вторую лечит медчасть Корпорации ВСМПО-АВИСМА), а у главврача даже заместителя нет – все вопросы тянет на себе.
- Я с мэром хочу обсудить создание "медицинских" классов в школах – надо ведь кадры для себя заранее готовить.
Тут я понимаю, что Перин не робкого десятка. По кадрам планы реализует. Найдет зама по строительству, дожмет главную стройку города.
А в этом году на карте Верхней Салды возник ПИК – профессионально-индустриальный кластер "Перспектива". Если точнее, проект, реализуемый при поддержке ВСМПО, запустили в прошлом году. Позвали старшеклассников попробовать свои силы – 220 человек занимались освоением рабочих специальностей полгода, а затем получили право на практику в цехах ВСМПО.
Параллельно с весны в заброшенных помещениях авиаметаллургического колледжа шел капитальный ремонт. И в сентябре второй поток (254 учащихся) оказался в сказочных условиях обучения. Спрос на "Перспективу" удивляет. 70 человек хотят получить опыт слесарных работ, 30 заинтересовались конструкторской специальностью. Учащиеся выбирают для себя сразу по несколько из 7 направлений – метрология, неразрушающий контроль, механическая обработка деталей...
Руководитель проекта hr-дирекции Корпорации Владимир Зубарев с гордостью водит нас по аудиториям. Станочный парк кластера поразит любого.
- У нас с удовольствием преподают педагоги колледжа, мы дали им мощную лабораторную базу. Есть наставники и непосредственно с ВСМПО. За успешную учебу выплачивается, пусть и небольшая, стипендия. А летом – настоящее трудоустройство в Корпорации.
Словом, можно до бесконечности рассказывать о том, как выглядит производство на стратегически важном предприятии, пытаться вдохнуть романтику в образ «человека труда», но порой важнее помочь подростку освоить токарный станок. Так было в советские времена, и применение успешного опыта прошлого дает надежду на перспективу в Верхней Салде.
Идеи роста в муниципалитете лежат буквально под ногами. Игорь Бызов нашел такую на свалке. Сегодня его небольшая компания ежемесячно собирает в городе 40 тонн картона и до 15 тонн пластика и полиэтилена. Раньше они мертвым грузом валились на свалку, а теперь идут на переработку, снижая нагрузку на экологию Верхней Салды.
- Администрация города закупила 120 баков для пластика. А мы теперь и Нижнюю Салду избавляем от вторсырья, - рассказывает бизнесмен.
Легко подсчитать, что за год в мусорные отвалы Верхней Салды не попадает более 600 тонн сырья для переработки. Не каждый муниципалитет Свердловской области может похвастаться таким достижением
Парадоксально, что именно в нынешнем году верхнесалдинские бизнесмены словно вышли из спячки. Возможно, повлияла смена градоначальника. Да и на градообразующем предприятии задумались – а как ситуация за периметром?
Подсказываем - с общепитом в Верхней Салде полный провал. Спрос есть – кормить не умеют. Подрядился екатеринбургский кейтеринг-оператор, да только его поваров надо увольнять с "волчьим билетом".
В этой "столовской" проблеме квинтэссенция того, что значит быть своим в небольшом муниципалитете, из которых состоит Россия. Помню, как в 80-х мне объясняли на Камчатке, что отличает оседлого приезжего – если попросил землю огородик разбить, значит остается, без своих припасов не проживешь, надо в землю вгрызаться.
Вкладываться душой в развитие своей школы, двадцать с лишним лет из года в год выискивать в малышне шахматные таланты – это призвание тренера Владимира Комиссарова. Сейчас воспитанник клуба "Дебют" - шестиклассник Алексей Прохоров в тройке лучших юных шахматистов страны. Стенд с его портретом встречает на въезде в Верхнюю Салду.
- Обязательная школа шахматной грамотности – это 570 первоклассников в семи школах города. Мы с коллегами занимаемся с ними в "Точках роста". Во втором классе 30% приходят в шахматный клуб самостоятельно. Корпорация ВСМПО-АВИСМА оказывает серьезную поддержку в продвижении шахмат – результат закономерен, - тренер, как истинный мастер FIDE, одновременно общается с нами и оценивает ход партий учеников.
Первоклассники готовятся к своему первому турниру. Хмурят лоб и радостно хлопают в ладоши, поставив мат противнику. Большинство из них к лету дорастет до юношеского разряда.
Городской Дворец культуры стоит рядом со школой №1. Он словно замыкал круг нашего посещения Верхней Салды. В здании, построенном в середине 50-х годов, теряешь ощущение времени. Духовой оркестр разгоняет "Дунайские волны" Штрауса. А занятие хореографического коллектива (их там восемь!) на фоне советской атрибутики любого собьет с толку.
На сцене большого зала начальник отдела корпоративной культуры Корпорации Ольга Котельникова со своей помощницей по службе Ольгой Зарубиной играют сцену из спектакля "Здравствуй, завтра!". Неожиданно возникает пауза.
- Маша где? – слышится голос режиссера.
- Маша ушла работать в ночь, - отвечают ему из-за кулис.
- Ладно, я сейчас сам за неё, - Михаил Огоновский отправляется на сцену поддержать диалог, по ходу наводя дисциплину в зале. – Дети, сядьте на пятый ряд и не мешайте родителям на репетиции.
Молодежный театр "Арлекин" он создал без малого 20 лет назад. И всё это время костяк народного коллектива составляли сотрудники ВСМПО. В репертуаре есть постановки, в которых участвуют до 35 человек, включая школьников на главных ролях.
- Им всем хочется самовыражения. Каждый год кто-то уходит, приходят новички – вот две Ольги пришли.
- Михаил Антонович, а какое оно завтра?
- Знаете, оптимистичное. Конечно, все зависит от работы завода.
- А непосредственно у театра?
- У нас впереди юбилей. Есть в планах постановка серьезной классики, не скажу название – пусть будет сюрприз.
В российской глубинке бурлит жизнь. "Завтра" здесь не манна небесная, а результат усилий и вера в самих себя. Нет паники и грусти, есть надежда и цель.
Вадим ДЫНИН