Научным институтам хотят разрешить учить студентов
1 сентября 2018 года впервые в России церемония посвящения в студенты прошла не в вузе, а в научном учреждении. С тех пор Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова стал еще и учебным. Здесь начали готовить врачей высшей квалификации по образовательной программе специалитета «Лечебное дело». Первый опыт интеграции образования в науку тогда назвали экспериментом. Спустя четыре года его признали удачным и решили распространить на всю страну. Такой законопроект в Госдуму 24 октября внесли председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Внутри, а не рядом
Законопроект вносит изменения в статью 31 Закона «Об образовании». Сейчас там сказано, что научные организации могут осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, ординатуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Сенаторы предложили дополнить этот перечень программами специалитета.
Это означает, что научные центры смогут готовить будущие кадры, что называется, с нуля. Такой опыт в России уже есть. В 2018 году по поручению президента в Петербурге, в Национальном медицинском исследовательском центре имени Алмазова начали эксперимент: приняли первокурсников на специальность «лечебное дело». До этого в научном центре учили только ординаторов, аспирантов, повышали квалификацию врачей, в общем, занимались только постдипломным образованием.
Анонсируя набор первых студентов, глава Попечительского совета центра Валентина Матвиенко говорила: «Это будет совсем другая философия подготовки медицинских кадров. Обучение будет проходить одновременно с научной деятельностью». Этому принципу в центре следуют все эти годы. «Образование должно быть внутри науки, а не рядом. А учить должны те, кто сам лучше всего знает. Чем мы и занимаемся», — сказал «Парламентской газете» руководитель центра академик Евгений Шляхто.
Эксперимент был рассчитан на шесть лет — с 2018 по 2024 год, пока первый набор не пройдет весь курс обучения. Но уже спустя четыре года эксперимент признали удачным. Законопроект сенаторов закрепляет за центром Алмазова право на образовательную деятельность по программам специалитета. Кроме того, такой опыт хотят разрешить и другим научным центрам.
57 человек на место
Сегодня медицинский центр имени Алмазова — крупнейшее учреждение здравоохранения подобного типа в Северо-Западном федеральном округе. А началось все в 1980 году, когда в Северной столице открылся Институт кардиологии.
Сегодня в центре лечат не только болезни сердца, там оказывают высокотехнологичную помощь по самым разным направлениям. Это алмазовские врачи первыми в России заявили о готовности пересаживать сердце детям до 10 лет. А во время коронавируса именно здесь начали работу над уникальной вакциной от ковида, которую можно пить.
Не случайно в центре Алмазова первыми и стали учить студентов. Для будущих медиков это возможность с первых дней учебы заниматься наукой вместе с ведущими российскими врачами, знакомиться с уникальными практиками. Спрос на такое образование уже превзошел все ожидания.
Если четыре года назад на учебу в центр Алмазова приняли всего 75 студентов, то в этом году набрали уже 212 первокурсников. При этом конкурс на одно место составил рекордные 57 человек. 13 абитуриентов зачислили без экзамена как победителей и призеров олимпиад, что больше, чем в другие ведущие медицинские вузы.
«Четырехлетний опыт реализации центром программы специалитета показывает, что проводимый эксперимент является успешным и подтверждает необходимость предоставить в целом научным организациям возможность реализации программ специалитета», — прокомментировала идею законопроекта один из его авторов Лилия Гумерова.
Сенатор также отметила, что законопроектом предлагается дать центру Алмазова право продолжить набирать студентов без дополнительных процедур.
Экосистема для будущих Ландау
Закрепление за центром права на образовательную деятельность по программам специалитета дает уверенность студентам и педагогам, отметила директор Института медицинского образования центра Алмазова Елена Пармон. «Слово «эксперимент» в определенной мере настораживает и студентов, и родителей, и педагогов, — сказала она «Парламентской газете». — Закрепление статуса также дает нам полноценное право участвовать в рейтингах вузов».
Право других научных центров обучать студентов будет востребовано крупными учреждениями, обладающими хорошей материально-технической базой, большим штатом специалистов и опытом образовательных программ, считает эксперт. Но таких научных центров в России пока, к сожалению, не так много, отметила она.
Центр Алмазова к моменту старта эксперимента имел большую собственную базу преподавателей, и все же некоторых педагогов, особенно по базовым дисциплинам, пришлось искать по всей стране, рассказала Пармон. «В первый год мы также столкнулись с большими закупками оборудования, необходимого для образовательного процесса. Была проблема с размещением кафедр», — отметила она.
Сейчас в центре Алмазова строят собственный научно-образовательный комплекс. Его планируют сдать в ближайшее время. «Самое главное — создать экосистему подготовки будущих специалистов. Чтобы в этой системе могли рождаться будущие Ландау и другие специалисты, которые прославят нашу страну», — отметил Евгений Шляхто.
Веление времени
О возможности учить студентов в научных организациях говорят не один год, прокомментировали инициативу сенаторов в Госдуме. «Мы понимаем, что знание с каждым годом становится все более междисциплинарным и практикоориентированным. Это тренд времени — кооперация вузов и НИИ», — сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.
Он отметил, что законодательство в сфере образования уже сегодня дает вузам возможность учить некоторым дисциплинам, проводить практику и выполнять научно-исследовательские работы на базе научных организаций. А разрешение центру Алмазова набирать студентов — оправдано, считает депутат.
«Сегодня медицинская наука является одной из самых быстроразвивающихся областей знания, благодаря которой существенно улучшится качество оказания медицинской помощи, а значит, наше с вами здоровье. И в этом случае такой эксперимент оправдан», — сказал Александр Мажуга.