Нижегородские учителя физкультуры рассказали, как выбрали свою профессию
5 октября отмечается Всемирный день учителя. Это праздник педагогов всех специальностей, включая физкультурно-спортивную. Сегодня мы расскажем о троих наших земляках, которые, выбрав профессию учителя, помогают мальчишкам и девчонкам развиваться – как физически, так и духовно. По случаю праздника всегда вспоминается проникновенная песня «Учитель», авторами которой были композитор Александр Долуханян и поэт Лев Ошанин. Припев там такой: Учитель… Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, Чтобы верили, Чтобы помнили люди меня! Действительно, сложно представить, чтобы человек «без любви и огня» брал на себя ответственность за «сорок душ и восемьдесят глаз» в каждом классе, отдавал душу и сердце делу воспитания, ориентируясь на принцип «Мои ребята – это продолжение меня». Поэтому, поздравляя нижегородских учителей с праздником, мы желаем им сохранять чашу любви наполненной до краёв, не терять того творческого огня, той энергии, без которых немыслимо единение наставников с учениками. Надеемся, такое единение впредь будет и в работе героев нашей публикации. С того же 1994 года Россия отмечает День учителя по всемирному календарю – 5 октября. Ранее этот профессиональный праздник приходился на первое воскресенье второго осеннего месяца. От морского многоборья к комплексу ГТО Сергей Королёв работает учителем физкультуры в 113‑й школе Нижнего Новгорода. А ведь когда-то он сам сидел за партой в этом учебном заведении. «Меня вообще многое связывает со 113‑й школой. В 1953 году её окончил мой папа, тогда школа была мужской. Позже в неё поступил я, также в 113‑й учился мой сын, а сейчас и дочка здесь получает знания, – рассказывает педагог и вспоминает, что в школе всегда были отличные спортивные традиции».Физическую культуру в ней вели прекрасные учителя – Юрий Николаевич Добрынинский и Геннадий Константинович Агеев. Они-то и привили юному Серёже любовь к спорту. «На уроки физкультуры я всегда ходил с удовольствием, – не скрывает Сергей Борисович. – По понедельникам, средам и пятницам посещал ещё секцию волейбола у Юрия Николаевича, а по вторникам, четвергам и субботам учился играть в баскетбол у Геннадия Константиновича. Весь наш класс плавал. У нас вообще ребята были очень спортивные». Со временем Сергей Борисович увлёкся лёгкой атлетикой, позже в его жизни появилось морское многоборье, где он достиг уровня мастера спорта. Стал также мастером спорта по подводному многоборью. Наш герой и сейчас в спортивном строю – выступает на соревнованиях ветеранов. По-прежнему очень любит плавание, 50 метров в свои 58 лет преодолевает за 29 секунд. С удовольствием играет в баскетбол. В 2017, 2019, 2020 годах был чемпионом России по морскому многоборью среди ветеранов. А в этом году показал лучший результат на областных соревнованиях по ГТО. Сергей Королёв не раз организовывал и судил соревнования по баскетболу, волейболу, пляжному волейболу, хоккею с шайбой, морскому многоборью. Так, в 2013, 2015, 2016 и 2017 годах он работал на чемпионате России по морскому многоборью. «Я много лет работал тренером, – замечает Сергей Борисович. – Вырастил пять мастеров спорта СССР по морскому многоборью, двадцать кандидатов, поэтому прекрасно знаю, как готовиться к соревнованиям». Его знания оказались востребованы в городском комитете по физической культуре и спорту, где полтора года Королёв трудился ведущим специалистом. Потом он перешёл в отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации Приокского района, работал ещё в ряде организаций, но когда дочка пошла в первый класс, ни минуты не раздумывал: идём в школу! «Сейчас большое внимание уделяется сдаче нормативов комплекса ГТО, – говорит учитель. – Мне очень нравится, как работает в этом плане председатель методического объединения учителей физкультуры Приокского района Екатерина Александровна Индисова. Ведь по сути, все испытания комплекса ГТО входят в школьную программу. Когда проходим гимнастику, мы учим детей отжиматься, подтягиваться, делать упражнения на гибкость. На лёгкой атлетике отрабатываем бег на короткие и длинные дистанции, прыжок в длину с места. Плавать я ребятишек учу в Приокском ФОКе, поскольку ещё там работаю – тренером по плаванию. Любой норматив комплекса ГТО стараюсь подробно детям объяснить, а после уроков мы с моим коллегой Максимом Алексеевичем Зеленовым принимаем эти нормативы и оформляем через центр тестирования. С 2016 года я тесно сотрудничаю с центром тестирования ГТО Приокского района, являюсь судьёй. А руководит центром Владимир Борисович Пияшов». Кстати, директор школы № 113 Сергей Алексеевич Павлов сдал нормативы на золотой знак ГТО. «Очень важно, что многие наши ученики занимаются в секциях, – уверен Сергей Борисович. – У нас, например, тёплые, дружеские отношения со спортивной школой олимпийского резерва по гребле. В своё время я сам много тренировался на её базе. Это взаимодействие приносит хороший результат. А любовь к физической культуре, здоровому образу жизни закладывается в начальной школе. Поэтому, я считаю, там должны работать самые опытные, самые прогрессивные педагоги. Помню, в 2003 году, когда Геннадию Константиновичу Агееву исполнилось 70 лет, вышла большая статья под названием «Нет профессии лучше, чем учитель физкультуры». Полностью с этим согласен!» Главное – чтобы детям было интересно Выбирая учителей для своей части материала, автор этих строк Александр Рылов зашёл на сайт родной школы номер 35 (Нижегородский район). Даже просто хотелось узнать, кто же там преподаёт физкультуру. Оказалось, что в списке учителей есть мастер спорта Маргарита ГЕРАСИМОВА – известная в прошлом ватерполистка. Она выступала за наш «Олимп», ханты-мансийскую «Югру», подмосковный «Штурм», столичное «Динамо». Со «Штурмом» в 2011 году выиграла Кубок России и престижный международный турнир – Кубок LEN Trophy. Неоднократный призёр чемпионата страны, причём дважды (2005, 2007) удостоилась бронзы в составе «Олимпа». Маргарита Герасимова – воспитанница Нижегородского училища олимпийского резерва. После УОР она получила образование в Приволжском филиале Российского государственного университета правосудия и в нашем педагогическом университете. «В водное поло я играла с 12 до 26 лет – до тех пор, пока не вышла замуж и не ушла в декрет. После этого в большой спорт решила не возвращаться, – рассказывает Маргарита Владимировна. – У меня два образования – юридическое (одно время хотела работать в полиции) и педагогическое, которое как раз и пригодилось. Желание стать учителем появилось ещё в детстве, в итоге я пришла к его воплощению. Сыграли роль любовь к детям, любовь к спорту, ну и график работы, на который согласилось руководство школы. Имея ребёнка, сложно работать с утра до вечера, поэтому я попросила первую смену – и мне пошли навстречу». Классы давали практически все, с первого по одиннадцатый, и не скажу, что с кем-то было тяжело находить общий язык. У всех я старалась строить уроки так, чтобы детям было интересно, чтобы они были мотивированы на здоровый образ жизни, на посещение спортивных секций. В целом мне удавалось увлечь учеников и в начальном, и в среднем, и в старшем звене.Например, на занятиях со старшеклассницами я применяла элементы аэробики, фитнеса, проводила кардиотренировки – всем нравилось, все с удовольствием посещали мои уроки. Считаю, что именно в старших классах девушкам нужно побольше таких занятий. Это принесёт большую пользу, плюс девочки сами будут хотеть заниматься, а не сидеть на скамейках с освобождениями от физкультуры. Вообще же школьникам не хватает плавания, требуется больше спортивных игр: дети их любят, а времени не хватает. Если говорить о количестве уроков в неделю, то трёх уроков, наверное, всё же достаточно, особенно в старших классах. А вот в начальных физкультура, с моей точки зрения, нужна каждый день, ведь у младших школьников есть потребность особенно много двигаться. Кстати, принцип «Движение – это жизнь» важен для любого возраста». Сейчас Маргарита Герасимова, имеющая трёхлетний педагогический стаж, временно не работает, потому что второй раз стала мамой. Но она планирует вернуться в школу. Муж относится к этому с пониманием. Егор Улитин, мастер спорта по прыжкам на лыжах с трамплина, тренирует в профильной СШОР детей, так что не понаслышке знает, как затягивает работа с ними. Загруженность – 24 часа в сутки Выпускник Нижегородского государственного педагогического университета Дмитрий Урезков с 1994 года работает учителем истории. В Большемурашкинской средней школе преподаёт такие дисциплины, как «Всеобщая история», «История России», «Обществознание», «Религии России». Читатель наверняка может задаться вопросом: при чём же здесь физкультура и спорт? А при том, что Дмитрий Геннадьевич, имея диплом физкультурника, ведёт в родной школе волейбольную секцию, которую посещают и дети, и взрослые. Это первое. И второе: тяжёлый учительский труд он вот уже четыре года умудряется совмещать с нелёгкими обязанностями пресс-атташе Нижегородской областной федерации хоккея.Впрочем, ещё до того, как НОФХ предложила ему эту должность, Дмитрий Урезков выступил организатором прямых видеотрансляций в соцсети «ВКонтакте» и стал комментировать матчи областных турниров. По ходу сезона его голос всегда можно услышать в выходные дни, когда проводятся игры хоккейного чемпионата и первенства Нижегородчины. Комментирует Дмитрий Геннадьевич и детские соревнования. Не далее как 24 – 25 сентября работал на Кубке «Надежда» в Первомайске, по окончании гала-матча брал интервью у Игоря Ларионова… «Вообще-то я не только учитель, но и ваш коллега – спортивный журналист, – улыбается большемурашкинский энтузиаст. – В 2004 году начал сотрудничество с районной газетой «Знамя», много писал про то, как играют футболисты и хоккеисты нашего «Прогресса».Также развивал тематические группы в социальных сетях, являюсь администратором сообщества НОФХ на сайте «ВКонтакте». Однако всё это скорее хобби, проявления моей огромной любви к спорту, способ самореализации. Труд учителя остаётся для меня главным, я не собираюсь изменять своей основной профессии. Это же здорово – делиться с детьми знаниями, мыслями, чувствами, видеть, как формируются их мировоззрение, характер». К спорту Дмитрия Урезкова тянуло с ранних лет. Хоккей, лыжи, футбол, волейбол, участие в школьных соревнованиях – всё это было в его детстве. И своих учеников он старается «держать в тонусе», объясняя, как прекрасен спорт и сколь чудесен здоровый образ жизни. В открытом первенстве Княгининского района, которое трансформировалось в первенство Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, играет мужская сборная по волейболу под руководством Дмитрия Урезкова. «Волейбол в помощь, говорю это как педагог дополнительного образования и тренер, – продолжает Дмитрий Геннадьевич. – И у парней, и у девчат есть интерес к занятиям, они с удовольствием посещают секцию вечерами, после уроков. Мои воспитанники – неоднократные победители и призёры районных соревнований, а старших юношей в 2017 году мне удалось довести до третьего взрослого разряда. Вообще же школа наша просто не может быть далека от спорта! Недаром же её директор Дмитрий Евгеньевич Гусев обучает физической культуре ребят из младших классов». За Дмитрия Урезкова можно порадоваться хотя бы потому, что его 9 «А» был признан лучшим классом Большемурашкинской средней школы по итогам прошлого учебного года и награждён поездкой в Большое Болдино. В то же время нельзя не удивляться: как успевает он совмещать работу учителя, тренера (с одной стороны) и пресс-атташе, журналиста (с другой)? «Как-то хватает пока сил на всё. И во многом потому, что меня полностью поддерживает семья. Жена и две дочки с пониманием относятся к моим частым разъездам, к ночным посиделкам за компьютером, к тому, что их муж и отец загружен практически 24 часа в сутки. За это я безмерно благодарен своим женщинам», – подчёркивает Дмитрий Геннадьевич. Елена Власова, Александр Рылов 5 октября 1966 года в Париже состоялась межправительственная конференция о статусе педагогов, на которой международные организации подписали «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». А всемирный праздник появился 28 лет спустя, когда его учредила ЮНЕСКО.