Войти в почту

Место коллегиальных решений: для чего школам управляющие советы

Сегодня управляющие советы есть в каждой московской школе. Этот коллегиальный орган можно назвать своего рода дискуссионной площадкой, выступить на которой могут не только взрослые — учителя и родители, но и сами дети, например учащиеся старших классов. На обсуждение выносят разные вопросы — от создания предпрофессиональных классов до проведения школьных дискотек.

Место коллегиальных решений: для чего школам управляющие советы
© Mos.ru

Как устроены управляющие советы и для чего в них участвовать каждой из сторон — в материале mos.ru.

Совет как способ быть открытыми

Управляющие советы в московских школах начали создавать еще в 2004 году. Этот коллегиальный орган позволил объединить все школьные группы: учеников и их родителей, учителей и руководство образовательного учреждения. Кроме того, во многие советы входят и общественные деятели, которые не имеют прямого отношения к школам. Это могут быть юристы, артисты, ректоры и профессора вузов, руководители компаний, врачи.

Обычно в управляющий совет входят порядка 15–30 человек, а точный состав определяет каждая школа. Члены делятся на профильные комиссии: финансовую, правовую, организационную и другие. Для решения конкретных задач создают рабочие группы. Несколько раз в год они собираются на регулярные заседания, а по оперативным вопросам назначают дополнительные встречи. В сентябре, например, во всех школах обсуждают планы на новый учебный год.

Для руководства школ управляющие советы — площадка, где могут быть услышаны мнения всех участников образовательного процесса, считает директор школы № 962 Лариса Полякова. Заседания совета в ее школе всегда проходят бурно, и выступают на них даже самые критично настроенные члены школьного сообщества.

«У нас два главных принципа. Прежде всего, открытость. Мы приглашаем всех, кто хочет, снимаем заседания на видео и публикуем записи. Второй принцип — поднятие самых актуальных и острых вопросов. Нам важно не скрывать существующие проблемы и не делать вид, что все идеально», — подчеркивает директор школы № 962.

В управляющий совет школы входят 27 человек, девять из которых — дети. По словам Ларисы Поляковой, это самая активная часть совета, которая берется за любую работу. Например, они проводят опросы среди учеников всех корпусов огромной школы на темы конфликтов и их влияния на успеваемость или на темы качества питания в столовых.

«Когда мы набираем новых членов в управляющий совет, выборная кампания проходит очень активно. Кандидаты выходят со своими программами, рассказывают о планах, обещают решить вопросы, отчитываются о проделанной работе», — отмечает директор школы.

В состав совета входят и так называемые кооптированные члены, которые попадают туда без выборов. Среди них могут быть выпускники школы, которые раньше входили в управляющий совет и после окончания школы решили продолжить эту работу.

На прошлой неделе в школе № 962 как раз состоялось очередное заседание управляющего совета. Участники делились на комиссии, строили планы на новый учебный год, обсуждали вопросы безопасности, распределения грантов, участия в проекте «Московское долголетие», психологической поддержки и многие другие.

По словам Ларисы Поляковой, такие встречи — это всегда споры, обсуждения и голосования. «Надо не бояться острых вопросов и говорить о них с детьми. У каждого из них должно быть свое мнение. Родителям важно понимать, что они имеют дело с новым поколением и что с тех пор, как они сами учились в школе, все изменилось», — отмечает директор.

Профессиональный интерес

Для педагогов участие в управляющем совете — это способ повлиять на учебный процесс, считает учитель математики школы «Покровский квартал» Анна Евсеева. Ей интересно заниматься решением важных вопросов: управлять распределением бюджета или контролировать содержание учебного плана.

«Я не нахожусь в административном составе — я простой учитель. Меня привлекает мысль, что в управлении может участвовать рядовой сотрудник», — говорит Анна Евсеева.

В управляющем совете она входит в две комиссии: финансовую и образовательную. Анна Евсеева одна из первых узнает об изменениях в структуре учебного плана и может вносить свои предложения. «В вопросах финансов могу видеть отчеты и даже менять некоторые позиции. Например, мне удалось напрямую повлиять на систему оплаты труда в школе: мы ввели дополнительные параметры для стимулирующих выплат учителям, которые работают в классах “Математической вертикали”», — рассказывает Анна Евсеева.

Совет учитывает интересы не только ее коллег. Например, по совместному решению членов управляющего совета и родителей в школе «Покровский квартал» отремонтировали спортивный зал, который стал одним из лучших в городе.

Больше чем родительское собрание

Другая заинтересованная сторона учебного процесса — родители. Для них членство в управляющем совете — способ принимать активное участие в жизни школы, где учатся их дети. Один из таких родителей — чемпион мира и Европы по боксу и тайскому боксу Григорий Дрозд. Отец троих детей входит в состав управляющего совета школы № 1287.

«Родительские собрания касаются сугубо моих детей и их учебы, а в управляющем совете идет речь обо всей школе. Я готов тратить время, чтобы принести пользу месту, где закладывается базовое образование моих детей», — отмечает Григорий Дрозд.

Управляющий совет школы № 1287 можно назвать звездным. Кроме знаменитого боксера, в него входят актриса Юлия Пересильд, хоккеист Борис Михайлов, а возглавляет совет заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова.

«Мы собственным примером показываем, что такое спорт и здоровый образ жизни. Проводим встречи с интересными людьми, которые рассказывают ребятам о своих профессиях», — говорит Григорий Дрозд.

Члены совета встречаются со школьниками, чтобы узнать их мнения по разным вопросам: о качестве питания, благоустройстве территории, оборудовании классов. Обращения регулярно поступают и через руководство школы.

Когда школа выбирала поставщика питания, Григорий Дрозд вместе с учениками тестировал новое меню. Управляющий совет собирал отзывы, статистику самых популярных блюд в столовой, в рацион школьников добавляли любимые ими фрукты и соки.

При участии спортсмена в образовательном учреждении появилась школа спортивных единоборств. «Дети отрабатывают скорость реакции, развивают выносливость, учатся защитным приемам. Раз в неделю здесь занимаются ученики кадетских классов», — поясняет Григорий Дрозд.

Общественная работа

Председателями управляющих советов чаще всего становятся общественные деятели. Оставаясь вне интересов разных групп, они могут объективно видеть многие ситуации и эффективнее их разрешать. Один из таких общественников — летчик-космонавт Олег Новицкий. Он возглавил управляющий совет школы № 2127 после того, как поучаствовал в одном из профориентационных мероприятий.

«Коллегиальный орган управления помогает решать в первую очередь задачи стратегического управления. В него могут выбрать уважаемых граждан, которые будут помогать улучшать условия обучения, повышать качество школьной среды и защищать права всех участников образовательного процесса», — говорит Олег Новицкий.

Совет может принимать самостоятельные решения по вопросам, которые не идут вразрез с нормативными актами. Кроме того, его члены согласовывают ранее принятые (например, педсоветом) решения.

«Я лицо, не заинтересованное ни со стороны родителей, ни со стороны преподавателей. В хорошем смысле меня никто не держит, я никому ничем не обязан. Поэтому могу свободно общаться со всеми», — отмечает Олег Новицкий.

В этом году он участвовал в создании в школе космического класса. Космонавт помогал преподавателям, если у них возникали вопросы по его профилю, и делился интересными материалами.

«С нашим участием в школе провели хороший ремонт, закупили новое оборудование. Завершили благоустройство территории, решаем вопросы объединения классов в проектные вертикали. Я стараюсь участвовать во всех проектах, они очень интересные», — рассказывает Олег Новицкий.

Способ проявить себя

Свой вклад в развитие школ могут внести и ученики. Например, ученица 11-го класса школы в Капотне Анна Кочеткова входит в управляющий совет с прошлого года и помогает организовывать мероприятия и конкурсы, выстраивает взаимодействие с различными организациями. В частности, Анна начинает работать с недавно созданным Российским движением детей и молодежи.

«Управляющий совет — это в том числе и активная молодежь внутри школы. Обычно в него входят старшеклассники, им проще заниматься многими вопросами в силу возраста. Они больше в них разбираются, чаще взаимодействуют с учителями и управлением школы», — говорит Анна Кочеткова.

Как член управляющего совета, она занималась организацией школьных дискотек и дней самоуправления. В этом году Анна участвовала в открытии ИТ-полигона и медицинской лаборатории.

«В наш актив приходят новые ребята, которые хотят проявить себя. Мы меняем структуру работы, создаем отделения, которые будут заниматься разными задачами. Например, у нас очень популярно школьное волонтерство. Это когда старшеклассники помогают адаптироваться в школьной жизни ребятам из начальных классов, а также вовлекают их в различные мероприятия», — говорит одиннадцатиклассница.