ВУЗы: бюджетный набор показал недобор
Выяснилось, что ряд университетов не смог к сроку выполнить план по приему на бюджетные места. В чем причина провала и что с этим делать? В проблеме разбирался «МН».
ГДЕ НАПАСТИСЬ СТУДЕНТОВ?
Итогом долгих родительских стенаний на тему «ах, как мало у нас в вузах принимают на бюджет!» стал перекос в обратную сторону: в этом году количество бюджетных мест стало явно чрезмерным. Минобрнауки говорит, что теперь их стало 588 тысяч. Для сравнения: это на 11,5 тысячи больше, чем было еще год назад. Стране явно нужны люди, овладевшие инженерными и техническими специальностями, поэтому было решено пойти по простому пути - увеличить в таких вузах количество бюджетников. «Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом», - радовался глава Минобрнауки России Валерий Фальков, несильно, видимо, раздумывая: а наберется ли на вновь открытые места столько желающих? Но как бы там ни было, а волевым решением чиновников от образования будущим инженерам в 2022/2023 учебном году отдали более 250 тысяч бюджетных мест, почти половину из общего их количества.
Вроде бы логично, поскольку было известно: ЕГЭ по профильной математике в 2022 году с достаточным для поступления баллом сдали 240 тысяч человек.
Другое дело, что вряд ли учли такой нюанс: стать инженером из этих выпускников рвались далеко не все (проводились ли опросы-исследования, кстати?). В эти 240 тысяч вошли многие из тех, кто не желает становиться «рабом кульмана», а мечтает овладеть информатикой, например, или пойти на экономические направления.
Чем обернулась такая недальновидность бюрократов? Крупнейшим недобором студентов на технические специальности. И где теперь их напастись?
ПЛАНЫ СОРВАЛИСЬ. ПОЧЕМУ?
Что интересно, именно в региональных вузах сегодня хватаются за голову в поисках тех, кто смог бы закрыть им бюджетные места. Ведь в противном случае их могут резко сократить, и перекос опять будет в сторону дефицита. Конечно, хорошо, что в последние 2-3 года Минобрнауки целенаправленно увеличивало дотации на бюджетные места. Но учтены ли были демографические проблемы страны? Учли ли тот факт, что в провинциальные вузы мало кто рвется поступать и если где-то и есть высокий конкурс на инженерные специальности, так это в Москве, Питере, Казани, Новосибирске. Там больше возможностей для дальнейшего инженерного трудоустройства. А что прикажете делать, скажем, какому-нибудь новоиспеченному саранскому или саратовскому инженеру в городах, где промышленность в основном загнулась, как и инженерные НИИ? «У нас имеет место несогласованность живого спроса на рынке труда и набора в вузы», - считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, профессор Ирина Абанкина. Ее поддерживают скептики, рассуждающие о трагедии инженерных кадров в России при резком схлопывании промышленного и научного потенциала страны в 90-х. Ведь с тех пор восстановилось немногое. К тому же зарплата инженера даже в столичных регионах редко превышает 40-60 тысяч рублей — это не тот уровень дохода, ради которого молодой абитуриент готов грызть годами гранит науки.
КАК БОРОТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ?
Итак, недобор бюджетников в региональных вузах стал проблемой, которую остро ощутили еще в 2021-м. Ее начали решать лихорадочным поиском хоть каких-то абитуриентов, лишь бы эти места закрыть. А как иначе? Ведь урежут финансирование!
Что происходит дальше? Бюджетные места на инженеров занимают абитуриенты с самыми минимальными проходными баллами ЕГЭ. Что из них в итоге вылупляется? Профессионалы? Как бы не так! Скорее кассиры в «Пятерочках». Добьется ли страна с такими вот кадрами необходимого ей позарез технологического суверенитета? Вопрос риторический. Как и вопрос: а что же теперь делать с несовершенством современной российской системы образования?
Ряд экспертов говорит сегодня: надо сделать так, чтобы абитуриенты могли подавать документы только в один университет и участвовать только в одном конкурсе. Ведь сейчас у вузов сильная неопределенность: им кажется, абитуриент есть, все хорошо, и вдруг он утек между пальцев в другой университет. В общем, пока что все разводят руками и думают: как же быть дальше?
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Евгений Белый, доктор технических наук, профессор:
- Обсуждать прошедшую приемную кампанию уже, наверное, не имеет смысла, логичнее вести речь о годе предстоящем. Контрольные цифры приема (КЦП) на 2023/2024 учебный год уже утверждены, причем как в целом по стране, так и по субъектам РФ. При этом выбор ЕГЭ выпускники следующего года, как уже отмечалось, должны будут сделать до 1 февраля 2023 года. Таким образом, уже в феврале, проведя мониторинг заявок на ЕГЭ по предметам, можно будет прогнозировать, в каких регионах и на какие направления следует ожидать недобора. И на основе этого прогноза провести корректировку распределения КЦП.
Какие позитивные последствия несет в себе предложенная схема? Во-первых, вероятно, не случится ситуация, подобная той, которая наблюдается в этом году, когда из-за дефицита абитуриентов приходится продлевать приемную кампанию, брать на бюджетные места откровенно слабых и немотивированных абитуриентов, подрывая тем самым авторитет как отдельных университетов, так и системы образования в целом.
Во-вторых, региональные органы управления образованием и местные вузы вынуждены будут активизировать профориентационную работу с абитуриентами, понимая, что выделенные ранее бюджетные места могут в последний момент уплыть.
Наконец, корректировка КЦП не должна рассматриваться исключительно как секвестр избыточных мест на отдельных направлениях и специальностях. Мониторинг покажет федеральным и региональным чиновникам болевые точки, то есть те направления, на которых бюджетных мест катастрофически не хватает. Именно эти точки выступают катализаторами оттока выпускников в другие регионы. Частичное снятие напряжения по сверхдефицитным направлениям и специальностям за счет дополнительных бюджетных мест позволит сократить этот отток.
Евгений Александров.
Фото: Агентство «Москва»/К. Зыков.