«Программирование поменяло мое мышление»: пять историй школьников, которые решили связать жизнь с IT
Большое преимущество сферы IT, в которую с каждым годом стремится все больше молодых людей, заключается в том, что ребята могут испытать в ней свои силы еще до поступления в вуз и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. «Летидор» пообщался с выпускниками Лицея Академии Яндекса , которые увлекаются программированием (к слову, не все из них собираются развиваться именно в этом направлении), и узнал, чем обоснован их выбор. Андрей Гнатенко (17 лет), Владивосток «Программирование — это образ жизни. Я не испытываю усталости, когда пишу код, скорее, это меня заряжает», — Андрей Гнатенко. Андрей с детства интересовался технологиями: вначале собирал и разбирал смартфоны, постепенно перешел к ПК и ноутбукам, а когда захотел научиться программировать, поступил в Лицей Академии Яндекса. Это бесплатная программа для школьников 8-10-х классов, где можно с нуля освоить промышленное программирование на одном из самых востребованных языков — Python, заявки на поступление принимаются каждый год в конце августа. В лицее Андрею было одновременно сложно и интересно, особенно, на втором году обучения, когда начались проекты. Андрей с одногруппниками совершили попытку сделать аналог Airbnb — сервис для размещения и поиска краткосрочной аренды жилья R&S. Работу над сайтом ребята вели с нуля: сами придумывали идею, составляли техническое задание, чтобы распределить задачи между всеми участниками команды, писали код и продумывали интерфейс. На создание работающего сайта, где лицеисты в тестовом режиме разместили объявления о сдаче двух квартир, ушло две недели. Сейчас Андрей планирует доработать сервис и запустить проект, чтобы им могли пользоваться жители его родного города — Владивостока. Юноша хочет внедрить разделение на гостей и хозяев квартир, подключить платежи и улучшить систему безопасности данных о клиентах, но пока это только в планах. «В процессе работы над проектом мне удалось прокачаться не только в программировании, но и научиться управлять командой, грамотно распределять нагрузку, укладываться в дедлайны, давать четкую обратную связь ребятам. Я уверен, что все эти навыки пригодятся мне в будущем», — Андрей Гнатенко. София Петренко (16 лет) и Егор Туисов (16 лет), Екатеринбург «Программирование — это возможность сделать мир вокруг себя удобнее и интереснее», — Соня Петренко. «Существуют сотни способов выполнить одну и ту же задачу. Мастерство разработчика заключается в том, чтобы найти лучшее решение», — Егор Туисов. Соня с детства увлекалась информатикой. Интерес к этому предмету достался ей от родителей-экономистов и школьной учительницы — вместо того, чтобы на уроках давать задания в Scratch (прим. автора — среда программирования для детей, обычно в школе проходят именно ее), она учила девочку кодить на Python. Чтобы лучше разобраться в этом языке, Соня решила поступить в Лицей. Туда же пошел учиться ее друг Егор, большую часть проектов во время прохождения программы ребята делали вместе. Лицеисты начали с создания компьютерной игры в жанре Tower Defense (прим. автора — в них цель персонажей — защищать свои территории или имущество от вражеских атак). Работа над первым совместным продуктом заняла около двух недель: Егор отвечал за всю серверную часть, а Соня — за дизайн. Для игры девочка самостоятельно разработала тематическую графику в средневековом стиле. «На мой взгляд, преимущество программирования в том, что оно дает большое пространство для творчества: например, в играх можно самому придумать сюжет, дизайн и т.д. Я проходила несколько курсов по графическому дизайну, занималась рисованием и при создании игры смогла совместить сразу несколько хобби», — Соня Петренко. Во время учебы Егор много времени уделял проектам и старался сделать их максимально прикладными и полезными. Один из таких примеров – сайт “Планировщик клумб”. «Его я разработал в помощь родителям, которые много времени проводили в саду и ухаживали за растениями. Летом им нужно было спланировать ландшафтный дизайн для участка, поэтому я написал специальное веб-приложение, в котором можно перемещать разные объекты — цветы, дорожки, газон, поливочную систему. Родители остались в полном восторге — до сих пор пользуются моей разработкой», — Егор Туисов. По такой же логике Соня и Егор придумали Webmate — помощника для школьников по основным предметам: истории, алгебре, геометрии и информатике. Они проанализировали, чем будут пользоваться их сверстники для учебы, и собрали в одном месте инструменты и материалы, которых им самим не хватало. Так, в Webmate можно автоматически сделать факторизацию, рассчитать площадь треугольника, построить таблицу истинности и т.д. Лицеисты просили своих одноклассников протестировать сервис и дорабатывали его на основе обратной связи. Софья Жильцова (16 лет) и Юлия Полякова (15 лет), Москва Соня и Юля познакомились в Лицее и сразу нашли общий язык. Девочки придумали игру «Коты против пылесосов» (аналог известной «Зомби против растений»). В ней несколько уровней сложности, и по сюжету, чтобы переходить от этапа к этапу, нужно убивать все пылесосы, которые движутся на игрока. Также девочки разработали Электронный журнал — сервис для школы, где учитель может добавлять домашнее задание и оценки, а ученик — смотреть эту информацию и свое расписание. «Я увлекаюсь компьютерными играми — люблю квесты и шутеры. В Лицее я делала несколько проектов, но больше всего мне понравилось разрабатывать именно игру — было увлекательно придумывать все механики: как перемещаться от уровня к уровню, как игроки наносят и отражают удары противников. Думаю, что в будущем я свяжу свою жизнь с гейм-дизайном», — Софья Жильцова. «Помню, что в детстве я часто сидела у папы на коленях и наблюдала, как он “рубится” в компьютерную игру. Когда я выросла, он показал мне Warcraft, с тех пор это “наша” игра. Мой папа — разработчик, и я пошла в программирование по его стопам. Еще мне очень нравится шить. Я участвовала во Всероссийский олимпиаде школьников по технологии и была близка к тому, чтобы стать призером заключительного этапа — в рамках конкурса я делала сумку в стиле Пэчворк. Также в свободное время занимаюсь спортом — плаванием и большим теннисом», — Юля Полякова. Яна Козлова (17 лет) и Дарья Ботялина (16 лет), Москва «Ценность программирования в том, что оно помогает автоматизировать и делегировать различные задачи», — Яна Козлова. «Программирование поменяло мое мышление: я начала воспринимать привычные действия как алгоритмы», — Даша Ботялина. Выпускной проект девочек, которым они гордятся больше всего — социальная сеть для любителей астрономии «Космограмм». Это открытая площадка для ученых и фанатов космоса, где участники выкладывают тематические посты и общаются в мессенджере. Также на сайте представлены различные рубрики: можно посмотреть космическую картину дня, вычислить свой день рождения по юлианскому календарю, увидеть изображения Марса со спутника и узнать об астероидах нашей Галактики. Яна сомневается, что хочет заниматься программированием на профессиональном уровне, однако, уверена, что навыки кодинга обязательно пригодятся ей в жизни. «Не знаю, как сложится жизнь дальше, и какой путь для развития я в итоге выберу, но сейчас мне, скорее, ближе астрофизика. Поэтому я всерьез думаю о том, чтобы пойти в науку. Еще мне намного интереснее разбираться в том, как устроен компьютер — хочется на “базовом” уровне понять принципы его функционирования и потом уже писать программы на высокоуровневых языках», — Яна Козлова. Ее напарница Даша отмечает, что за два года учебы, приобрела другие важные навыки, помимо программирования: прокачалась в коммуникации во время работы в парах и самопрезентации, поскольку каждый проект нужно было защищать перед всей группой, а еще в тайм-менеджменте — Даше приходилось искусно совмещать учебу в школе, в Лицее, свои хобби и увлечения. Она изучает английский, так как это основной язык программирования, любит печь тортики и участвует в хакатонах. Девочка не уверена, что хочет связать свою жизнь с программированием, но надеется, что знания, полученные в Лицее, пригодятся ей в дальнейшей работе. «Если что-то не нравится, то всегда можно освоить новую специальность. Главный навык, который должен быть у каждого — это умение учиться. Поэтому я стараюсь искать себя в разных сферах, а дальше — как получится. Чего мне сейчас не хватает, так это возможности брать реальные проекты в работу. Сейчас я прохожу практику в компании “Croc” по программе для школьников. Пока что мне кажется, что ближайшие несколько лет посвящу себя этому», — Даша Ботялина. Дмитрий Рогатнев (17 лет), Ярослав Закора (16 лет) и Кирилл Панасюк (15 лет), Москва Самым запоминающимся проектом в рамках учебы в Лицее для ребят стал сервис Watch&Flex. Они сделали сайт (небольшой аналог Кинопоиска), на котором можно смотреть фильмы и трейлеры, читать описания и основную информацию по актерскому составу, отмечать понравившиеся картины и оставлять комментарии. «В начале я увлекался физикой, но к старшим классам меня затянула информатика, — рассказывает Дима Рогатнев. — Для меня программирование — это возможность создать то, что улучшит жизнь других людей. Не важно, что это будет — компьютерная игра, приложение или сайт, главное, чтобы продукт приносил пользу». «Программирование — это творчество. Разработчику не обязательно действовать просто по указанию. Наоборот, ценится, если ты придумываешь красивый и логичный код, экспериментируешь. В этой сфере есть, где развернуться, — уверен Кирилл Панасюк. —Мне, например, очень понравилось продумывать дизайн для игры — мы ее сделали вместе с Димой. Это “Космический шутер” Space Wars, в нем нужно управлять космическими кораблями и стрелять по противникам». _ _«Я увлекся программированием задолго до поступления в Лицей. Еще в 6 классе самостоятельно познакомился с C++, изучил Java и смог разработать два первых Android-приложения: калькулятор и блокнот. На мой взгляд, в IT практика очень важна, и знания нужно сразу применять в деле, — рассказывает Ярослав Закора. — Вообще, если вам действительно нравится программировать и вы получаете от этого удовольствие, то обязательно продолжайте – у вас все обязательно получится». Советы начинающим программистам от лицеистов Академии: Участвуйте в олимпиадах и хакатонах — это полезно и весело. Не зацикливайтесь на изучении отдельных библиотек или языков, гораздо важнее понять общие принципы программирования и научиться читать документацию к коду. Программирование — это, в первую очередь, практика, поэтому сразу пробуйте делать свои проекты. Посещайте как можно больше тематических мероприятий — хакатоны, курсы, игры, которые иногда устраивают компании. На них вы сможете понять, как устроен мир IT, и познакомитесь с интересными людьми из этой сферы. Если вы относите себя к интровертам, старайтесь преодолевать страх и знакомиться с людьми. Перед тем, как начать писать код, нужно четко определиться с тем, какие функции в продукте он будет выполнять, и как именно. Сделайте шаг назад и представьте себя бизнес-заказчиком, который пришел к разработчику с конкретной проблемой. Не опускайте руки, если у вас что-то не получается. Иногда стоит немного передохнуть и вернуться к задаче со свежей головой. Рассчитывайте свои силы, не нагружайте себя слишком сильно. Это может сказаться на здоровье или привести к эмоциональному выгоранию. Практикуйте слепую печать, она очень помогает в быстром наборе текста. Уделяйте этому хотя бы по 10-15 минут в день. Фото: личный архив студентов, Pexels