Актриса Рязанова: Юбилей фильма «Москва слезам не верит» отмечали в киноклубе «Эльдар»

В 1981 году Раиса Рязанова стала лауреатом Государственной премии СССР за роль Антонины в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». С тех пор ни одно интервью актрисы не обходится без вопроса о любимом советском фильме, хотя ролей с тех пор ею сыграны десятки.

Актриса Рязанова: Юбилей фильма «Москва слезам не верит» отмечали в киноклубе «Эльдар»
© Обручевский меридиан

Народная артистка РФ рассказала нашему корреспонденту о съёмках легендарной мелодрамы, нынешних своих работах и актёрской жизни в Юго-Западном округе.

«Я не Тоня, характер другой»

– Раиса Ивановна, с какими местами на юго-западе Москвы связаны особенные воспоминания в вашей жизни?

– С киноклубом «Эльдар» на Ленинском проспекте. Там, конечно, особенная атмосфера благодаря тому, что его руководителем был Эльдар Рязанов. В «Эльдаре» мы отмечали один из юбилеев картины «Москва слезам не верит». Собрались все исполнители главных ролей – Вера Алентова, Ира Муравьёва. Тон, конечно, задавал Володя Меньшов, наш прекрасный режиссёр. Тот юбилейный вечер прошёл очень душевно. Был полный зал.

– А сами съёмки в легендарной картине какими вам запомнились?

– Съёмки и мне, и всем другим актёрам были абсолютно в радость, я тот период всегда вспоминаю с огромным удовольствием. Владимир Меньшов ведь сам артист и знал, что нашей актёрской братии необходимо, чтобы нас хвалили и любили. Вот он нас и хвалил, и поддерживал. В автобусе, на котором мы ехали на съёмки, всегда песни звучали, настолько у нас хорошо на душе было. Меня после роли в фильме «Москва слезам не верит» ассоциировали с Тосей: зрители часто думают, что это один и тот же человек – герой фильма и актёрская персона, которая роль играет. Я на вопросы об Антонине отвечала: «Девушка из деревни обустроилась в Москве, квартиру получила. Есть муж у неё и трое детей. Худая, но есть машина, которую они всё время чинили. Что ей ещё надо для счастья? Это её мир. Тося не читает Кафку, труды Эйнштейна. Это не я лично, а актриса Рязанова в шкуре Тоси счастлива. Оденьте меня в балерину, я вам буду балерину танцевать. А Тося одета в платок, комбинезон, в руках у меня кисть малярная. Но я – это не Тося». Я очень рада, что картина в своё время прозвучала и до сих пор народ смотрит её и любит – уже какое поколение! А возвращаясь к вашему вопросу о съёмочном периоде… Знаете, ощущение, что счастье было, но не задержалось надолго.

– Почему так?

– Девчонки, Вера и Ира, ещё снимались, а у меня роль была поменьше, и эта благодать быстро закончилась. Господь показал мне, как бывает здорово, и тут же дверку в счастье захлопнул. У нас зависимая профессия. Очередь из режиссёров с предложениями сняться у них после «Москвы слезам не верит» ко мне не выстроилась. Только в последние годы всё изменилось, к счастью. Снимаюсь в сериале за сериалом. Иногда говорю коллегам: «Устала. Может, сделать перерыв?» – «С ума сошла? Снимайся, пока берут». Не так давно мне предложили сняться в полнометражной картине, и, естественно, при всей своей занятости я согласилась. Не потому, что я абы как отношусь к сериалам, но сняться в художественном фильме хочет любой актёр.

«Незамужняя женщина» из Черёмушек

– Знаю, что вы играете сегодня не только в кино, но и в театре. В том числе на площадках ЮЗАО.

– На самом деле играть на театральной сцене я начала ужев очень зрелом возрасте. Несколько лет назад меня пригласили в один из лучших театров страны

– Это был подарок судьбы. Позвонил актёр и режиссёр «табакерки» саша Мохов: «Раиса Ивановна! вы меня не знаете, но я вас видел по телевизору, а вы – меня. Считайте, знаем друг друга. Хочу пригласить вас в свой спектакль «кукла для невесты». Я ему честно сказала, что в последний раз стояла на театральной сцене в студенчестве. Хотела, чтобы он знал, что берёт кота в мешке. Дал мне пьесу. Прочитала. Поняла, что моё! Саша водил меня по сцене за ручку. «тут вам удобно?», «Дойдите туда и скажите фразочку». Я чувствовала себя полнейшим бездарем. Перед каждым спектаклем Мохов приходил и говорил: «Раиса Ивановна! Я вас люблю, но я вас убью, если не сделаете так-то и так». Он настолько болел за дело! И каждый партнёр так мне помогал. Кстати, постоянное место «прописки» антрепризного спектакля «Незамужняя женщина» – это культурный центр «Меридиан» на улице Профсоюзной. Даже и не перечислить, сколько раз мы его там сыграли. Это комедия, где собран замечательный актёрский состав, мы все замечательно общаемся. Поэтому не понимаю, когда говорят: «Театр – это террариум». Для меня это свет, это счастье! В спектакле «Незамужняя женщина» моя героиня всё хочет выдать замуж свою дочку. Но жених у той никакой: живёт с мамой, облюбовал их однокомнатную квартиру, три года всё ходит, ходит, но предложения не делает. В итоге моя Надежда Андреевна, чтобы отвадить неподходящего ухажёра дочери, приводит в их с дочерью «однушку» пьяницу, которого подобрала у гастронома: мол, она сама решила устроить личную жизнь, это её жених. В спектакле есть и смешные моменты, и грустные. Публика его любит – всегда полный зал.

– После спектакля «Незамужняя женщина» напрашивается вопрос про вашу личную жизнь. Вы были замужем за отцом своего сына всего ничего и после развода больше не вышли замуж. Помню, в нашем прошлом интервью вы сказали, что рады жить одна и никакой мужчина вам для счастья не нужен.

– Дом – это моя нора, мой угол. Хороших людей туда пускаю с удовольствием, а от плохих я там прячусь. Всё, что есть у меня в доме, нажито не то что непосильным трудом. Но, честно говоря, мне нелегко всё в жизни доставалось. Мужчины? Если я видела, что мужчина начинал за мной ухаживать, я его очень быстро приглашала в число своих друзей. И всё, разговор на эту тему отметался автоматически! Муж? А зачем мне это уже теперь? Я замужем была два года. И уже тогда в свои годы поняла, какой надо быть женой, и осознала, что я такой не буду. В силу самых разных причин. Во-первых, я ревнивая, мне надо, чтобы во столько-то он был дома. А если мужчина мне не принадлежит, то пусть тогда он будет просто другом. (Смеётся.) У меня стимула нет под кого-то подстраиваться.

ДОСЬЕ

• Раиса Рязанова родилась в 1944 году в Петропавловске Казахской ССР. • В 1969 году получила диплом Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). На втором курсе юная артистка познакомилась с будущим мужем – Юрием Перовым. Родился сын Данила. Он умер 22 января 2020 года от оторвавшегося тромба. Остался внук – Андрей Перов. • В последние годы активно снимается в телесериалах – «Требуется няня», «Не родись красивой» и др. Играет в антрепризных спектаклях «Любовь и голуби» и «Незамужняя женщина».

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ