«Наша основная цель – из иждивенца сделать кормильца!
Сегодня своими размышлениями о людях, временах и нравах делится Нина Ивановна Федорова, заместитель директора по учебно-воспитательной деятельности Ханты-Мансийского Технолого-педагогического колледжа.
– Что заставило вас выбрать педагогическую – далеко не самую легкую на свете – профессию?
– Начнем с того, что родилась я в Архангельской области, в многодетной семье, отец работал строителем, мама – поваром. В школе у меня были замечательные учителя, многие – прошедшие войну. Благодаря им я влюбилась в профессию, помню, что в детстве сажала младших сестер на стиральную машину, брала указку и учила с ними стихи.
В результате после девятого класса поступила в педучилище. А будучи девятнадцатилетней девчонкой, отправилась в глухую деревню. Руководила там малокомплектной школой, где было всего девять учеников, а квартирная хозяйка моими учебниками растапливала печку…
Закончила университет, работала в школе, а после развала Союза из-за тотальной невыплаты зарплаты ушла специалистом в Центр занятости. Пыталась мотивировать людей не отчаиваться, перепрофилировать самих себя.
– А когда и как в вашей жизни возник Ханты-Мансийск?
– Здесь жила университетская подруга, которая в 1997 году и предложила переехать. Семь лет я трудилась экономистом, бухгалтером в МЧС, уходила в бизнес, а в 2008 году меня пригласили в ХМТПК. Вот тогда, на основе знаний, полученных в ходе жизненных перипетий, весь мой жизненный пазл и сложился.
Вы знаете, мне повезло с руководителями колледжа, каждому из которых я очень благодарна. Ольге Афанасьевне Бывалиной – за «очеловечивание» процесса профессионального образования, сегодняшнему директору Алексею Борисовичу Сарабарову – за великолепное знание законов и способность моментально выстраивать рабочий процесс в правильном русле.
– Вы отвечаете за процесс воспитания студентов. Насколько эта задача сложна и ответственна?
– Все мы работаем в одной связке. Колледж – это своего рода практическая школа для будущих профессионалов, наша основная цель – из вчерашнего иждивенца сделать кормильца. В каждом студенте необходимо найти то, что позволит ему выстроить свой жизненный и профессиональный путь с наименьшими потерями. Именно поэтому так важен процесс воспитания, развития личности, самоопределения и самореализации, формирование активной социальной позиции.
По каждой специальности введена программа воспитания, есть сложившаяся система кураторства. Задача преподавателей – например, из 25 вчерашних девятиклассников через три года выпустить 25 профессиональных сварщиков. Как через свою дисциплину сделать настоящего человека труда, чьи компетенции совпадают с ожиданиями работодателя, как привить чувство ответственности и трудолюбия, научить понимать смысл работы.
– И как же?
– Нужно своим примером показывать, учить, мотивировать. Куратор так работает с группой, чтобы студенческая жизнь стала по-настоящему активной и насыщенной. Раз в год перед промежуточной аттестацией происходит защита общих компетенций и оценка личностных качеств студентов. Каждый выходит и рассказывает как работал в команде, какие качества и навыки приобрел за время учебы, а группа оценивает компетенции. Потом результаты выносят на малый педсовет.
– Чем ТПК отличается от других организаций среднего профессионального образования?
– Прежде всего – качеством образования и воспитания. Достаточно сказать, что мы входим в 100 лучших среди 4,5 тысяч колледжей России. К нам самый большой конкурс среди других подобных организаций округа. Например, на 25 мест коммерческого отделения по специальности «Правоохранительная деятельность» сейчас подано уже более 70 заявлений. А трендом этого года является специальность «Информационные системы и программирование». Вот уже несколько лет мы даже свою рекламу не размещаем!
Убеждена, что мы более патриотичны. Когда спрашиваешь, кто из наших парнейстудентов готов идти служить в армию, то поднимается настоящий «лес рук», причем для ребят мотиватором является не материальная сторона, а трепетное отношение к Родине. Все это является следствием преемственности поколений и уважения к истории нашего учреждения.
В июне мы торжественно открыли Аллею славных дел, которая создана силами наших студентов-сварщиков на благотворительные средства работников администрации колледжа, педагогов, выпускников, а также благодаря помощи доброго друга нашего колледжа – депутата окружной Думы, главного врача «Центра профессиональной патологии» Николая Владимировича Ташланова.
Студенты отмечают уважительное, внимательное отношение и добросердечную атмосферу, царящие в стенах нашего колледжа. Одна студентка с удивлением заметила: «Знаете, здесь меня с первого курса стали на «Вы» называть…»
– Удел людей старшего поколения – сравнивать прошлое и настоящее. Современные студенты – какие они? Чем отличаются от своих предшественников?
– Они классные, обладающие большим кругозором, способные перещеголять старших. Мы, наверное, были идеологически зашоренными, поэтому мне бы больше понравилось учиться сейчас. В колледже сейчас работает 13 спортивных секций и творческих студий, и все они бесплатны, в результате мы держим лидерство в окружной спартакиаде среди СПО. То же можно сказать о культурной составляющей: например, пять лет успешно действует Театр Юрия Зайдуллина, обладателя Гран-при окружной Студвесны.
Недаром все наши выпускники говорят, что ни разу не пожалели о своем выборе. Поступая после 9-го класса в колледж, они получают не только самостоятельность от родителей и сразу общее и профильное профессиональное образование.
Возрос уровень дисциплины и ответственности. Лет десять назад дня не проходило, чтобы не поступали жалобы: «А вчера твой там-то сделал то-то…». Сейчас такое случается крайне редко. Современные студенты более осознанно подходят к своему здоровью, раньше курил каждый второй, сейчас – в разы меньше.
Знаете, я горжусь нашими «веревочными курсами» для первокурсников. Это одно из самых увлекательных традиционных мероприятий колледжа, которое проходит в первый месяц обучения. В ходе испытаний первокурсники проходят захватывающую полосу препятствий, учатся чувствовать и понимать друг друга без слов, ощущают важность командной работы для достижения общей цели. Это своего рода тренинг на прокачку коллективизма, когда без взаимовыручки нельзя достичь цели. Недаром студенты называют эти курсы самым запоминающимся событием времен обучения.
– Что в вашей работе вы бы назвали самым сложным?
– Пожалуй, необходимость постоянно удерживать в поле зрения все свое немаленькое «хозяйство». Пять студенческих общежитий колледжа находятся в разных частях города, в них проживает около 1000 человек. И каждое утро начинается с того, что нужно посмотреть обстановку во всех общежитиях и учебных корпусах. Случается, конечно, всякое неизбежное, в том числе и влюбленности, и создание семей – за год в колледже играют однудве свадьбы.
Одной из своих основных задач я считаю создание условий для того, чтобы привлекать к работе наших лучших выпускников. Чтобы в колледж приходили не просто молодые преподаватели из «академического» вуза, а специалисты, понимающие нашу специфику. Кроме всего прочего, важно из отличных производственников сформировать хороших воспитателей.
– Жизнь удалась?
– Да, я люблю работу, уважаю и ценю коллектив. У нас классные мастера, великолепное оснащение, замечательные студенты!
– А что еще важно, помимо работы?
– Прежде всего – семья. Мой сын Степан трудится тренером, дочь Дарья – логистом, не устают радовать трое внуков в возрасте от 3 до 9 лет. Еще есть девятилетний мопс, который в пять утра уже требует отправляться на прогулку.
– А как же увлечения – сад-огород, вязание, чтение «дамских» романов?
– Ну, грядки – это точно не мое. Люблю спорт, путешествия. Веду родословную летопись, надеюсь, дети и внуки когда-нибудь ее прочтут.
Знаете, в жизни не было периода, когда бы я не училась. На этом пути нет остановки, всегда подстегивает мысль, а вдруг отстанешь и в результате куда-то не туда уведешь коллектив, чего-то полезного не сумеешь показать студентам. А ведь их надо успеть вывести на правильную дорогу, чтобы каждый стал настоящим человеком.
Андрей Рябов
Человек, обучающий «детскому мату»