Войти в почту

Россия готовится к трансформации Болонской системы

<p><b>Участники Болонского процесса</b></p><p>В Болонском процессе участвуют 48 государств, включая страны Евросоюза, Великобританию, Казахстан, Азербайджан, Турцию и ряд других. Не принимают участия в процессе крупнейшие страны Азии — Китай, Индия и Япония, все страны Северной и Южной Америки, а также Африки. </p><p>Между тем, европейские вузы подписали соглашения с ведущими американскими и азиатскими университетами, по которым мобильность студентов не ограничена европейскими рамками, и, по сути, в США, Японии, Китае, Австралии и Бразилии ее тоже признают. </p><p>РФ присоединилась к процессу в сентябре 2003 года. А 11 апреля 2022 года Россию и Белоруссию исключили из Болонского процесса, через месяц после того, как 185 ректоров российских вузов подписали письмо о поддержке специальной военной операции на Украине.</p><p><b>Не пришлась ко двору</b></p><p>Болонская система — это в первую очередь конвертируемость дипломов, возможность признавать дипломы одной страны в других странах, которые входят в это соглашение. Однако российские дипломы так и стояли особняком, их по сути дела не признали равноправными с европейскими или американскими. </p><p>«Болонская система была нужна для интеграции в мировую систему образования и стандартизации образования, которого так и не произошло. Российские дипломы так и не получили полного признания. А эффективность Болонской системы в плане повышение качества образования многие эксперты считают низкой», — отметила декан юридического факультета Финансового университета Гульнара Ручкина. </p><p>Проректор Университета государственного и муниципального управления (УГМУ, г. Москва) Александр Белобородов подчеркивает еще один момент: «Практически не выполнялось одно из главных требований Болонского процесса – академическая мобильность учеников и преподавателей. В Болонской системе подразумевалось, что последний год магистратуры студенты учатся в зарубежных университетах, но в России это правило почти не реализовывалось. По сравнению с европейскими вузами в российских всегда был низким уровень совместных программ обучения и научных исследований». </p><p>Если в европейские вузы российские студенты ездили довольно часто и успешно, то обмена между университетами внутри России практически не существовало. Даже при переходе из одного вуза в другой студенты были вынуждены досдавать некоторые предметы или проходить отдельные курсы заново. </p><p>«Возможностями в рамках обучения по программам двойных дипломов и академических обменов в России пользовалось относительно небольшое число студентов и преподавателей, в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. Эти люди, несомненно, ощутят на себе последствия отказа от участия в Болонском процессе. На подавляющее большинство студентов и преподавателей выход России из Болонской системы не окажет заметного влияния», — уверена директор и учредитель ЧОУ ПО «Санкт-Петербургский технологический колледж» Ольга Воронцова.</p><p><b>Какой будет трансформация образования по новым принципам</b></p><p>Нынешние выпускники вузов – бакалавры, которые хотели бы все-таки отучиться в магистратуре, сейчас в растерянности. Эксперты успокаивают: вероятнее всего, будет объявлен переходный период, позволяющий тем, кто заканчивал бакалавриат, доучиться в магистратуре в рамках того направления, который они выбирали. </p><p>Выданные в этом году дипломы бакалавров и магистрантов, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Но так происходит с момента введения двухуровневой системы и сохранившегося специалитета. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоспециалистам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов. </p><p>Да и образовательные программы на коленке не переделаешь. Какая бы ни была принята новая система образования, для нее придется составлять новые учебные программы. </p><p>Доктор политических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета Александр Чумиков считает: «Сейчас в России провозглашена задача строить новое свое, но никто пока не сказал, порушим мы бакалавриат и магистратуру или нет. Но даже если бы и сказал, то это невозможно порушить за год или за два-три, потому что люди поступили в прошлом году на бакалавриат и в этом поступят — это минимум четыре года. На выход из системы уйдет много лет, и я предполагаю, что просто будет увеличен специалитет, а бакалавриат и магистратура будут сокращены, но не ликвидированы». </p><p>Глава Российской академии образования Ольга Васильева поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции. По ее мнению, инженерное, юридическое, педагогическое образование в случае возвращения к пятилетнему обучению только выиграет. </p><p>В то же время по ряду направлений, в том числе по программам, ориентированным на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе. </p><p>«Я уже говорила и еще раз повторю, что нам необходимо дать правовую оценку участия России в Болонском процессе, взглянуть на то наследие, которое он нам оставит», - добавила Васильева. </p><p>Есть и другая альтернатива — еще в начале года помощник президента РФ Андрей Фурсенко предлагал перейти на образовательные программы по схеме «2+2+2» — шесть лет, но тремя этапами, что дает учащимся гибкую траекторию и возможность выбора. </p><p>«Студенты могут поступать в вузы не на конкретную специальность, а в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСНП), а проучившись в вузе два года, выбрать затем конкретную специальность, направление подготовки. Это, конечно, очень важно для молодых людей – трудно еще в школе определиться с выбором конкретной профессии. </p><p>Это очевидно на примере одного из самых масштабных поступлений абитуриентов за последние 25 лет – выбрать поступление на «Экономику» или на «Менеджмент» или на «Государственное и муниципальное управление». Да и в области точных наук школьнику часто трудно определиться – выбирать «Математику и информатику» или «Прикладную математику» или «Информационные технологии» или «Бизнес-информатику», - считает президент Российского университета дружбы народов, академик и вице-президент РАО Владимир Филиппов. </p><p>«Вузы должны самостоятельно определиться с выбором модели образования. В любом случае оно должно ориентироваться на потребности российской экономики и, как следствие, рынка труда», - отметила, в свою очередь, Ручкина. </p><p>Эксперты единодушны во мнении, что реформы среднего и высшего образования должны быть направлены на достижение результата. Если необходимо по конкретным запросам как можно быстрее подготовить человека на рабочее место, то можно обучить его и за два года. Если есть необходимость в фундаментальном образовании, тогда поможет специалитет. </p>