Войти в почту

Владимир Стратий: «Потребность в военных инженерах на Руси была всегда»

Генерал-майор в отставке и Заслуженный строитель РФ Владимир Александрович Стратий рассказал об истории Военно-инженерной академии, одного из самых уважаемых российских учебных заведений, сообщает ИА DEITA.RU. Военно-инженерная академия — одно из старейших в России военных учебных заведений. Она была основана в 1819 году указом Александра I и продолжает активную деятельность по сей день (сегодня носит название Военный институт (инженерных войск) ОВА ВС Российской Федерации). За свою длительную историю академия подготовила тысячи инженеров, строителей и других специалистов, которые оказывали неоценимую помощь российским войскам во всех вооруженных конфликтах, в которых участвовала наша страна. Академия несколько раз меняла названия, однако ее традиции и высокое качество образования оставались неизменными. Мы поговорили об этих традициях и об истории академии с одним из ее самых успешных выпускников — Заслуженным строителем РФ и бывшим генеральным директором ОАО ХК ГВСУ «Центр» генерал-майором в отставке Владимиром Александровичем Стратием. Инженерная академия в Петербурге «Потребность в военных инженерах на Руси была всегда, — отмечает В.А. Стратий. — Она была обусловлена внешними и внутренними тактическими причинами, необходимостью строительства укреплений, наведением переправ через реки и выполнением других работ по обеспечению действий в напряженной борьбе государства за его независимость». Эта потребность была ярко выраженной уже к началу 19 века, задолго до появления современных высокотехнологичных орудий. Чтобы пополнить ряды армии Российской империи квалифицированными инженерами, в Петербурге 24 ноября 1819 года указом Александра I была основано Главное инженерное училище. Оно располагалось в Михайловском замке, который был переименован в замок Инженерный. Начиная с 1855 года училище стало носить название Инженерной академии и было включено в состав Императорской военной академии. Студенты учились в Николаевской инженерной академии в Санкт-Петербурге от 2 до 3 лет. В академию принимались офицеры до чина штабс-капитана или гвардейского поручика. После выпуска из академии студенты удостаивались звания военного инженера. В разные годы в академии учились Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, И. М. Сеченов и П. Н. Яблочков. Среди преподавателей Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии числились Д. И. Менделеев, Ц. А. Кюи, А. 3. Теляковский и многие другие выдающиеся научные светила того времени. Переезд в Москву и начало новой главы С 1917 по 1932 год академия часто меняет названия и официальный статус и становится частью различных петербургских учебных заведений в качестве инженерного факультета или специального военного подразделения. Однако в 1932 году Совет обороны народных комиссаров принимает решение о полноценном воссоздании Военно-инженерной академии и перенесении ее в Москву. Через три года учебному заведению также было присвоено имя В. В. Куйбышева. «Начался новый московский период развития Военно-инженерной академии. — рассказывает В.А. Стратий. — Она по праву становится крупнейшим учебным и научным центром инженерных войск Красной Армии, военно-фортификационного искусства и капитального строительства в интересах обороны страны». Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для российской армии за всю ее историю, и Военно-инженерная академия не оказалась исключением. В этот период оперативность подготовки новых кадров становится ключевым фактором, и академия переходит на ускоренную программу обучения слушателей младших курсов и студентов старших курсов гражданских вузов. В академии также были организованы трехмесячные курсы для призванных в армию гражданских инженеров. Послевоенная эпоха и самые успешные годы академии Послевоенные годы, пожалуй, можно считать самыми успешными в истории академии. За несколько десятилетий из ее стен вышли тысячи высококвалифицированных специалистов в области инженерной техники. Выпускники Военно-инженерной академии разработали образцы понтонных и механизированных мостов, убежищ и защитных сооружений от ядерного оружия, мостостроительной техники, десантно-переправочных средств, высоко защищенных командных пунктов, а также систему радиолокационной маскировки объектов и инновационную технику разминирования. Среди преподавателей академии в эти годы числились 8 действительных членов и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук, 4 заслуженных деятеля науки и техники и более 300 докторов и кандидатов наук. Именно в эти годы в академию поступил и Владимир Александрович Стратий. Как и многие его современники, он прошел срочную службу в Советской Армии и принял решение получить высшее образование. В 1971 году Владимир сдал вступительные экзамены на фортификационно-строительный факультет и был принят слушателем-курсантом в Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева в Москве. «После окончания двухлетней срочной службы в элитной Бригаде по охране главных зданий Министерства обороны и Генерального штаба встал вопрос: что делать дальше? — вспоминает Владимир Стратий. — Взвесил все за и против и решил поступать в Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева. Я готовился к экзаменам во время прохождения службы, и это помогло поступить на общих основаниях». Военная инженерия и военное строительство требуют глубокого понимания целого ряда наук и современной техники. Молодой Владимир постарался извлечь максимум из насыщенной учебной программы академии. «За период учебы мы получили опыт самостоятельной научной и практической деятельности. Выйдя из стен академии, я уже имел патент о собственном изобретении в области слоистых ограждающих конструкций специальных военных сооружений», — рассказывает В.А. Стратий. Дальнейшая карьера Владимира Стратия служит отличным примером того, насколько качественно Военно-инженерная академия готовила своих выпускников. Практически сразу после выпуска из стен академии он связал свою профессиональную жизнь с Главком Минобороны ГВСУ «Центр». В составе Главка военный инженер-строитель Стратий В.А. выполнял сложнейшие задачи Министерства обороны, а в дальнейшем участвовал в таких знаковых для Москвы проектах, как реставрация Центрального выставочного зала «Манеж», возведение здания Генерального штаба Вооруженных сил и реконструкция старого здания гостиницы «Москва». Владимир Александрович прошел путь до должности начальника ГВСУ «Центр», а в 1998 году стал генеральным директором новообразованного ОАО ХК ГВСУ «Центр»

Владимир Стратий: «Потребность в военных инженерах на Руси была всегда»
© Deita.ru