Войти в почту

ТГУ и "АВТОВАЗ" начнут готовить специалистов новой формации

Автомобилестроение - одна из системообразующих отраслей промышленности Самарской области, которая объединяет флагмана автомобилестроения РФ АО "АВТОВАЗ" и более сотни предприятий и организаций по производству автомобильных компонентов, техническому обслуживанию, ремонту и переоборудованию автомобилей.

ТГУ и "АВТОВАЗ" начнут готовить специалистов новой формации
© ТАСС

"Отечественные компании, в том числе „АВТОВАЗ“, испытывали и будут испытывать потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах и освоении новых технологий при проектировании и производстве. Успешная реализация этого проекта позволит обеспечить новыми решениями и компетентным персоналом целый ряд перспективных, стратегически важных для нашей страны проектов в области автомобилестроения. Одна из главных задач ПИШ – чтобы выпускники ТГУ, прошедшие обучение по инновационным программам, оставались работать здесь, в реальном секторе экономики", - подчеркивает вице-президент АО "АВТОВАЗ" Дмитрий Михаленко.

В рамках конкурса по созданию передовых инженерных школ ТГУ претендует на 680 миллионов рублей федеральных средств с 2022 по 2024 год. "АВТОВАЗ" выступает в роли высокотехнологичного партнера ТГУ.

Подготовка квалифицированных кадров

Решение о создании передовой инженерной школы поддержал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В случае победы университета в конкурсе на софинансирование программы развития ПИШ "АВТОВАЗ-ТГУ" до 2030 года будут ежегодно выделяться бюджетные ассигнования из средств региона в размере 20 миллионов рублей. Общий бюджет ПИШ, включая средства от оказания научно-технических и образовательных услуг предприятиям автомобильного кластера, достигнет 3,9 миллиарда рублей до 2030 года включительно.

"Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам и способам конструирования невозможен без высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому принято совместное решение „АВТОВАЗ“ и ТГУ о создании передовой инженерной школы для подготовки инженерной элиты. Подготовка будет основана на реальной проектной деятельности. К этому мы идем, начиная с 2017 года, когда соответствующая концепция была принята в рамках программы развития ТГУ до 2021 года как опорного университета. Эта концепция развивается нами в соответствии с новой программой развития ТГУ до 2030 года, поддержанной на федеральном уровне по программе стратегического академического лидерства „Приоритет-2030“. Проект создания ПИШ „АВТОВАЗ-ТГУ“ - это фокусировка на подготовке инженеров в интересах автомобильной отрасли", - заявил ректор ТГУ Михаил Криштал.

Особенностью подготовки станет непосредственное участие будущих и уже дипломированных молодых инженеров в прорывных исследованиях и разработках по основным научным направлениям ПИШ, ориентированным на решение фронтирных инженерных задач.

"ПИШ должна обеспечивать подготовку высококвалифицированных инженеров, готовых к самостоятельной инженерной деятельности, решению комплексных инженерных задач, широко эрудированных в своей сфере, понимающих роль научных исследований, знающих фронтиры мировой научной повестки и понимающих тенденции по появлению и развитию инноваций в своей профессиональной сфере. Такой инженер должен уметь работать в команде, знать современные методы и инструменты управления проектами, владеть профессиональными программными продуктами. Он должен понимать ценность создаваемых им инновационных продуктов, видеть их коммерческий потенциал и уметь защищать результаты интеллектуальной деятельности. Подготовить такого инженера можно только в соответствующей среде в реальной профессиональной деятельности рядом с опытными наставниками, решая актуальные комплексные задачи, включающие полный жизненный цикл изделия: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологические работы, создание опытных образцов, подготовку производства, эксплуатацию и утилизацию", - подчеркнул Криштал.

Инновационные разработки

Для решения фронтирной инженерной задачи сформирован целый пул исследований и инновационных разработок, сгруппированных в четыре крупные научные проекты-программы, задающие основные направления работ.

Прежде всего, это реинжиниринг высокотехнологичных автокомпонентов с использованием передовых технологий и инновационных решений. Этот проект направлен на реинжиниринг автокомпонентов, которые импортировались и не имеют производственных аналогов в РФ. Планируется создать полный комплекс инжиниринговых услуг и инновационных разработок в интересах индустриального партнера и его поставщиков.

Второе направление - технологии декарбонизации, включающие полный жизненный цикл транспортного средства, в том числе разработку и проектирование систем и компонентов силового агрегата, работающих на альтернативном топливе.

"Еще одно важное направление - создание функциональных материалов и инжиниринг поверхности. У ТГУ имеется серьезный научно-инновационный задел в области новых материалов, в том числе по созданию магниевых сплавов и технологий их обработки. Серьезные разработки по инжинирингу поверхности и покрытий, в том числе методами плазменно-электролитического оксидирования, газоплазменного и газопламенного напыления, ионно-вакуумного напыления. Разработаны технологии создания облегченных пеноматериалов на основе алюминия и магния. Есть опыт работы с термопластичными полимерными композитами, компетенции по ультразвуковым технологиям и широкому спектру технологий сварки", - отметил директор института машиностроения ТГУ Александр Селиванов.

Четвертое научное направление - "Цифровые двойники изделий и сквозные передовые производственные технологии". Проект направлен на создание платформенных решений на основе цифровых двойников для локализации их производства на российских предприятиях.

Планы развития инженерной школы ТГУ

ПИШ "АВТОВАЗ-ТГУ" станет новым структурным подразделением университета. В него войдут инжиниринговый центр "Автомобильные системы и технологии", а также шесть специализированных научно-исследовательских лабораторий по тематикам научных направлений и программ НИОКР, согласованных со службой исполнительного вице-президента по инжинирингу АО "АВТОВАЗ".

Передовая инженерная школа будет строиться на базе Высшей инженерной школы (ВИШ) ТГУ. Она создавалась в рамках программы развития ТГУ как опорного университета с 2017 года и включает в себя Центр робототехники, Центр машиностроения, Центр IT-student и Центр "Формула станок". На базе кластера ВИШ реализуются междисциплинарные проекты по разработке и созданию транспортных средств для участия университетских команд в международных инженерно-спортивных соревнованиях.

"Команда „Формула Студент ТГУ“ - абсолютный лидер в России, четырехкратный победитель соревнований „Формула Студент Россия“ (2018 - 2021 гг.). При этом команда ТГУ стабильно является первой среди 11 российских команд, представленных в международном рейтинге Formula Student Combustion и Electric, занимая в нем 197 позицию из более 600 команд, по данным на конец 2021 года. Кроме того, наши студенты сконструировали лодку на солнечных батареях, с которой добились победы в международных соревнованиях Wildauer Solarbootregatta - 2019 в Вильдау (Германия), с электромотоциклом собственной разработки, на который получен патент, выиграли международные гонки Barcelona Smartmoto Challenge", - отмечает заведующий кафедрой "Проектирование и эксплуатация автомобилей" института машиностроения ТГУ Александр Бобровский.

В случае победы в конкурсе Александр Бобровский станет руководителем передовой инженерной школы. К работе в ПИШ привлекут порядка 30 сотрудников из числа научно-педагогического состава институтов ТГУ, в том числе шесть докторов наук и 22 кандидата наук, а также ведущих инженеров из автомобильной отрасли. Ожидается, что в рамках ПИШ будет разработано и внедрено не менее 14 новых образовательных программ опережающей подготовки инженерных кадров (магистерских, бакалаврских, ДПО). Обучение будет проходить в том числе и на инженерных и производственных площадках АО "АВТОВАЗ".

Запуск первой совместной программы повышения квалификации "Целевая подготовка кадров для работы в службе инжиниринга" планируется уже в 2022 году.