В вузах будет больше бюджетных мест, особенно в регионах и особенно по техническим специальностям

Больше 64% выпускников школ смогут поступить на бюджет в этом году. Больше 70% таких мест открыто в региональных вузах. Business FM изучила статистику приема в вузы за последние годы, и ситуация везде разная. Но есть и общие тенденции: сокращение бюджетных мест было, когда была демографическая яма, то есть в начале 2010-х годов. Потом начали планомерное увеличение. Затем несколько лет менялась структура приема: росло число мест по техническим и педагогическим специальностям и уменьшалось по гуманитарным.

В вузах будет больше бюджетных мест, особенно в регионах и особенно по техническим специальностям
© BFM.RU

О ситуации в этом году в НИТУ МИСиС рассказывает начальник учебно-методического управления этого вуза Юрий Ришко:

Юрий Ришко начальник учебно-методического управления НИТУ МИСиС «Поскольку наш вуз направлен на подготовку значительного количества будущих ученых в соответствующих отраслях, прежде все материаловедческих, наибольший рост приходится на инженерные и IT-направления. Кроме того, университет мог дополнительно просить к имеющимся местам большое число контрольных цифр приема, чтобы обеспечить возможности для приема абитуриентов из ЛНР и ДНР. Но в МИСиС бюджетных мест достаточно. Мы не воспользовались этим предложением».

Тем, кто собрался поступать на IT-специальности, в этом году повезло. Много бюджетных мест, да и кабинет министров утвердил для таких специалистов правила отсрочки от армии. Есть программы льготной ипотеки. Комментирует начальник управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета имени Плеханова Аюрика Батуева:

Аюрика Батуева начальник управления «Приемная комиссия» Российского экономического университета имени Плеханова «Параллельно с увеличением мест идет увеличение числа детей, которые выбирают ЕГЭ по информатике. Лет семь назад ЕГЭ по информатике сдавали 7-8% выпускников, сегодня их 20%. Пятая часть выпускников — это 129 тысяч, это достаточно много. Относительно других предметов, у нас традиционно самый популярный предмет по выбору — это обществознание, его сдают больше 50%, следом за ним идет как раз таки информатика. Это достаточно серьезная цифра. Вот эти специалисты, которые сейчас появятся — технари, физики — в принципе, должны развивать экономику в плане производства».

Не получится ли с айтишниками так же, как было когда-то с юристами и экономистами, когда по этим направлениям был откровенный перекос, а потом специалистам было непросто найти работу? Отвечает ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Баумана Иван Сидельников:

Иван Сидельников ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Баумана «Не думаю, что нас ждет такая же угроза. Программа обучения на любой инженерной или любой IT-специальности более сложная для освоения. Набирают ребят больше, и чтобы найти вот этих звездочек, крепких специалистов, приходится пропустить через себя намного больший объем, соответственно, больше отсеяв. Как следствие — перенасыщение не грозит в ближайшее время. Если, например, десять лет назад действительно наблюдалась просадка по инженерному образованию, на текущий момент своих ребят мы находим».

Но Бауманка — ведущий технический университет, а вот у региональных с привлечением будущих инженеров проблемы. Те, кто хорошо написал ЕГЭ по физике и математике, уезжают в Москву и Петербург, а вузы и предприятия на местах остаются без притока молодежи. Примеры приводит проректор по образовательной деятельности Северного Арктического Федерального Университета Людмила Морозова:

Людмила Морозова проректор по образовательной деятельности Северного Арктического Федерального Университета «Архангельская область всегда была местом, где основной вид деятельности — работа с лесом. Но среди молодежи такие направления подготовки не самые популярные. А мест на них всегда дают немало. То же самое связано с 35-й группой, это сельское, лесное, рыбное хозяйство. Проблема еще в том, что мест выделяют больше на инженерные направления подготовки и IT-направления, система школьного образования работает на раннюю профилизацию, а в школе содержать научные профили — это дорого, и школы уходят в гуманитаризацию. Если что-то не изменится радикально, то у нас возникнет проблема, что тех ребят, которые сдают ЕГЭ по физике, математике профильной, будет меньше, чем количество бюджетных мест, которые выделены во всей стране».

В итоге региональные вузы набирают на технические направления по остаточному принципу. По мнению специалистов, переломить этот тренд можно, только реформируя систему школьного образования.