Горизонтальные связи для вертикального роста: каков вектор развития профобразования в строительстве
На запуске Центра взаимодействия и коммуникаций обсуждалось развитие профессионального образования в строительной отрасли. Как и все остальные важные процессы, оно напрямую связано со степенью консолидации участников инвестиционно-строительного процесса. По данным международной консалтинговой компании McKinsey & Company, а также Академии Джоша Берсина, известного консультанта в мире НR, люди тратят на свое интеллектуальное развитие примерно два часа в месяц, то есть всего 25 минут в неделю. В сфере строительства такая ситуация приводит к печальным последствиям: по статистике, 16% проектов, которые поступили в Главгосэкспертизу России в 2021 году, подготовлены с существенными нарушениями, которые могли привести к аварийным ситуациям, а по 79% объектам экспертизы заявители продлевают сроки рассмотрения. Это свидетельствует о недостаточной подготовке специалистов. «Главные проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, – это недостаточный уровень компетенций у участников строительного процесса и неэффективность их взаимодействия, то есть слабая консолидация, отсутствие их бесшовного взаимодействия на протяжении жизненного цикла объекта капитального строительства. Еще одна проблема - технологическое отставание отрасли, недостаточный уровень внедрения в нее новых технологий», – сказал руководитель Учебного центра Главгосэкспертизы России Александр Шалаев. Учебный центр, который решает проблему профессиональной подготовки в отрасли, организует комплексные программы повышения квалификации и устраивает учебные семинары, направленные на повышение качества проектной документации. Кроме того, он запускает ежемесячные бесплатные вебинары, в которых идет речь о последних изменениях в градостроительном законодательстве. Пять лет назад Учебный центр запустил глобальный образовательный проект «Экспертиза будущего», выбрав для него самый эффективный формат – подготовку команд, которые работают над конкретным проектом. «Это не просто система профессионального обучения, это – инструмент, с помощью которого мы участвуем в трансформации строительной отрасли. Мы создали проект, где люди повышают компетенцию и одновременно решают задачи, которые соответствуют стратегическим целям их организации. Нам кажется, что сегодня это единственная форма профессионального обучения, которая должна существовать в нашем с вами мире», – сказал научный руководитель проекта «Экспертиза будущего» Михаил Федоренко. Своим опытом работы в проекте поделилась начальник Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» Елена Иванова: «Я участвую уже в третьей «Экспертизе будущего» и могу оценить, насколько за время своего существования он вырос количественно и качественно. В прошлом году члены команды «Росатома» заняли на нем одно из призовых мест. Проект, который они защищали, – программное обеспечение, позволяющее выдавать заявителю и разрешение на строительство, и заключение государственной экспертизы в один день, одним кликом. Этот проект реализовался, и в конце сентября мы запустим его в промышленную эксплуатацию». Для участия в пятом этапе «Экспертизы будущего» приглашаются все участники строительной отрасли из всех регионов России, и неважно, представляют ли они крупную компанию или скромное проектное бюро. Главное – пройти отбор, а он будет суровым, но справедливым. Портрет будущего участника «Экспертизы будущего 5.0» таков: готовность расти в профессиональном плане, заинтересованность в повышении эффективности своего учреждения, умение управлять ресурсами. Когда поставлены задачи и есть конкретные стратегические цели, очень ценны горизонтальные взаимоотношения между участниками строительного процесса, которые передают друг другу свой опыт и знания, вырабатывают совместные решения. Сегодня был дан старт проекту «Экспертиза будущего 5.0», в концепции которой заложены идеи Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве. Новый этап проекта даст его участникам знания и опыт, которые позволят им развивать строительную отрасль.