Болонская система образования: что это, плюсы и минусы
Болонская система образования, построенная на двухуровневой системе высшего образования, появилась в 1999 году на основе декларации «Зона европейского высшего образования».
Соглашение подписали 19 июня 1999 года в Болонском университете министры образования 29 стран. В честь места, где подписывали соглашение, и была названа новая система образования. О предпосылках появления, плюсах и минусах Болонской системы читайте в материале «Рамблера».
История Болонской системы образования и цели соглашения
Идея о создании единой системы образования для всех стран нашего континента появилась еще в середине XX века. А уже в 1970-х годах в Евросоюзе начали разрабатывать меры по сотрудничеству стран в сфере образования. В 1998 году министры образования Великобритании, Германии, Франции и Италии подписали в Париже Сорбонскую декларацию, которая стала предшественницей Болонского соглашения. Документ предлагал решение по нескольким вопросам:
- Использование возможности учебы и работы в разных странах.
- Создание квалификаций, которые необходимы на рынке труда.
- Стимулирование мобильности студентов и преподавателей.
Сорбонская декларация стала предшественницей Болонской, которую подписали уже через год. Своей целью Болонское соглашение ставило:
- добиться определенного стандарта образования в высших учебных заведениях разных стран,
- обеспечить возможность трудоустройства молодых специалистов на территории стран, которые подписали Болонскую декларацию,
- повысить качество высшего образования,
- сделать высшее образование доступным для всех,
- поднять престиж университетов Европы.
Базовые положения Болонской декларации
- Создание качественных методологических критериев обучения и единых ступеней образования: бакалавриат (обучение длится 3-4 года), магистратуру и аспирантуру (обучение длится не менее двух лет, по окончании учащийся получает степень магистра или доктора.
- Внедрение приложений к диплому единого образца, которые будут действительны во всех странах, подписавших Болонскую декларацию.
- Использование единой системы оценивания ECTS, которая представляет собой зачетные баллы или кредиты, которые студент зарабатывает во время учебы. В соответствии с ней определяется степень трудоемкости предмета и учитывается определение времени для подготовки к сдаче экзамена по нему.
- Обеспечить возможность студентам выбирать самостоятельно необходимые дисциплины.
- Разработать совместные программы обучения в разных высших учебных заведениях, используя методы интегрированного и адаптивного обучения.
- Установление совместных критериев для создания новых методик обучения, учебных планов и т.п.
Болонская система образования в России
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, 19 сентября подписав декларацию. Переход на новую систему образования обуславливался несколькими причинами. В числе основных – тот факт, что советская система образования, по которой обучались в нашей стране, сильно устарела и не соответствовала современным веяниям. Необходимо было искать что-то принципиально новое и востребованное, а также повысить качество российского образования и дать возможность молодым специалистам быть востребованными в мире.
Переход к Болонской системе образования в России был непростым, длительным и весьма болезненным. Пришлось практически полностью перестраивать всю систему образования в стране. С нуля были разработаны педагогические программы, которые могли соответствовать единым стандартам европейского образования. В школах было принято решение ввести ЕГЭ и ОГЭ вместо традиционной сдачи экзаменов, а в российских университетах отказались от специалитета, оставив лишь бакалавриат и магистратуру. Также были введены стандарты для оценки знаний учащихся.
Однако несмотря на соблюдение основных требований Болонской системы образования, в России сохранились определенные нюансы, которые отличают ее от европейской. Так, например, в российских школах 11 классов, а не 12, как в европейских. Учитывая то, что обучение на бакалавриате, например, сократили до 4 лет, подогнав под стандарты Европы, учащиеся в России по сути теряют целый год процесса образования. А многие работодатели до сих пор воспринимают соискателя с дипломом бакалавра как человека с неоконченным высшим образованием.
Также в ВУЗах России не используют рекомендованную Болонской системой образования кредитную систему оценивания ECTS. Трудоемкость учебных программ в стране рассчитывают, исходя из количества академических часов. Из-за этого возникают определенные трудности, если учащийся переходит из одного высшего учебного заведения в другое: приходится выбирать университет, который засчитает оценку по предмету и запрашивать учебную программу в деканате.
Стоит также помнить о том, что несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонской системе образования, для трудоустройства в большинстве стран Европейского Союза выпускникам российских ВУЗов все равно приходится подтверждать российский диплом или получать лицензию.
Плюсы Болонской системы образования
- Доступность европейского высшего образования.
- Четкие единые стандарты высшего образования.
- Мобильность студентов и преподавателей.
- Возможность выбора студентами тех дисциплин, которые им интересно изучать.
- Взаимное признание дипломов в странах, которые подписали болонскую декларацию.
- Высокие баллы, полученные в период обучения дают хорошие перспективы для построения карьеры.
Минусы Болонской системы образования
- Невозможность объективно оценить уровень знаний из-за принятой системы тестирования.
- Ограниченный доступ студентов к магистратуре (выделяется малое количество бюджетных мест).
- Невозможность применить на практике некоторых новшеств процесса.
- Бакалавриат не воспринимается как полноценное высшее образование.
- Ориентация на узких специалистов, в результате чего менее развитыми оказываются критическое и аналитическое мышление учащихся.
- Недостаток комплексных знаний.