Болонская система образования: что это, плюсы и минусы

Болонская система образования, построенная на двухуровневой системе высшего образования, появилась в 1999 году на основе декларации «Зона европейского высшего образования».

Болонская система образования: что это, плюсы и минусы
© unsplash.com

Соглашение подписали 19 июня 1999 года в Болонском университете министры образования 29 стран. В честь места, где подписывали соглашение, и была названа новая система образования. О предпосылках появления, плюсах и минусах Болонской системы читайте в материале «Рамблера».

История Болонской системы образования и цели соглашения

Идея о создании единой системы образования для всех стран нашего континента появилась еще в середине XX века. А уже в 1970-х годах в Евросоюзе начали разрабатывать меры по сотрудничеству стран в сфере образования. В 1998 году министры образования Великобритании, Германии, Франции и Италии подписали в Париже Сорбонскую декларацию, которая стала предшественницей Болонского соглашения. Документ предлагал решение по нескольким вопросам:

  • Использование возможности учебы и работы в разных странах.
  • Создание квалификаций, которые необходимы на рынке труда.
  • Стимулирование мобильности студентов и преподавателей.
© pixabay.com

Сорбонская декларация стала предшественницей Болонской, которую подписали уже через год. Своей целью Болонское соглашение ставило:

  • добиться определенного стандарта образования в высших учебных заведениях разных стран,
  • обеспечить возможность трудоустройства молодых специалистов на территории стран, которые подписали Болонскую декларацию,
  • повысить качество высшего образования,
  • сделать высшее образование доступным для всех,
  • поднять престиж университетов Европы.

Базовые положения Болонской декларации

  1. Создание качественных методологических критериев обучения и единых ступеней образования: бакалавриат (обучение длится 3-4 года), магистратуру и аспирантуру (обучение длится не менее двух лет, по окончании учащийся получает степень магистра или доктора.
  2. Внедрение приложений к диплому единого образца, которые будут действительны во всех странах, подписавших Болонскую декларацию.
  3. Использование единой системы оценивания ECTS, которая представляет собой зачетные баллы или кредиты, которые студент зарабатывает во время учебы. В соответствии с ней определяется степень трудоемкости предмета и учитывается определение времени для подготовки к сдаче экзамена по нему.
  4. Обеспечить возможность студентам выбирать самостоятельно необходимые дисциплины.
  5. Разработать совместные программы обучения в разных высших учебных заведениях, используя методы интегрированного и адаптивного обучения.
  6. Установление совместных критериев для создания новых методик обучения, учебных планов и т.п.

Болонская система образования в России

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, 19 сентября подписав декларацию. Переход на новую систему образования обуславливался несколькими причинами. В числе основных – тот факт, что советская система образования, по которой обучались в нашей стране, сильно устарела и не соответствовала современным веяниям. Необходимо было искать что-то принципиально новое и востребованное, а также повысить качество российского образования и дать возможность молодым специалистам быть востребованными в мире.

Переход к Болонской системе образования в России был непростым, длительным и весьма болезненным. Пришлось практически полностью перестраивать всю систему образования в стране. С нуля были разработаны педагогические программы, которые могли соответствовать единым стандартам европейского образования. В школах было принято решение ввести ЕГЭ и ОГЭ вместо традиционной сдачи экзаменов, а в российских университетах отказались от специалитета, оставив лишь бакалавриат и магистратуру. Также были введены стандарты для оценки знаний учащихся.

© pixabay.com

Однако несмотря на соблюдение основных требований Болонской системы образования, в России сохранились определенные нюансы, которые отличают ее от европейской. Так, например, в российских школах 11 классов, а не 12, как в европейских. Учитывая то, что обучение на бакалавриате, например, сократили до 4 лет, подогнав под стандарты Европы, учащиеся в России по сути теряют целый год процесса образования. А многие работодатели до сих пор воспринимают соискателя с дипломом бакалавра как человека с неоконченным высшим образованием.

Также в ВУЗах России не используют рекомендованную Болонской системой образования кредитную систему оценивания ECTS. Трудоемкость учебных программ в стране рассчитывают, исходя из количества академических часов. Из-за этого возникают определенные трудности, если учащийся переходит из одного высшего учебного заведения в другое: приходится выбирать университет, который засчитает оценку по предмету и запрашивать учебную программу в деканате.

Стоит также помнить о том, что несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонской системе образования, для трудоустройства в большинстве стран Европейского Союза выпускникам российских ВУЗов все равно приходится подтверждать российский диплом или получать лицензию.

Плюсы Болонской системы образования

  • Доступность европейского высшего образования.
  • Четкие единые стандарты высшего образования.
  • Мобильность студентов и преподавателей.
  • Возможность выбора студентами тех дисциплин, которые им интересно изучать.
  • Взаимное признание дипломов в странах, которые подписали болонскую декларацию.
  • Высокие баллы, полученные в период обучения дают хорошие перспективы для построения карьеры.

Минусы Болонской системы образования

  • Невозможность объективно оценить уровень знаний из-за принятой системы тестирования.
  • Ограниченный доступ студентов к магистратуре (выделяется малое количество бюджетных мест).
  • Невозможность применить на практике некоторых новшеств процесса.
  • Бакалавриат не воспринимается как полноценное высшее образование.
  • Ориентация на узких специалистов, в результате чего менее развитыми оказываются критическое и аналитическое мышление учащихся.
  • Недостаток комплексных знаний.