«Мы ставим задачу не насильно удержать молодежь, но создать привлекательные условия»
Как обеспечить местами в детских садах всех желающих, уменьшить отток студентов из регионов и заставить педагогов пользоваться новой инфраструктурой? Международный московский салон образования стал площадкой для сквозной дискуссии о будущем систем образования — о развитии с дошкольной ступени до университетов читайте в нашем репортаже.Достижимость национальной цели развития образования: архитектура мониторинга будущегоМодератор Саргылана Брызгалова, заведующая проектно-учебной лабораторией эффективности государственных мер развития образования Института образования НИУ ВШЭ, обозначила цели конференции. До 2024-го и до 2030-го есть проекты развития правительства, где прописаны и инструменты достижения целей, и конкретные показатели, и индикаторы — все детали. Задача ММСО состоит в том, чтобы проговорить аспекты прогностического мониторинга этих проектов. Ирина Абанкина, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании в ИО НИУ ВШЭ, рассказала о внедрении дошкольного образования в национальные проекты по развитию системы образования. Одна из главных задач — увеличение охвата. Среди способов решения проблемы недостаточного количества мест — создание семейных групп. Обычно они представляют собой структурные подразделения детских садов, которые при этом находятся в жилых помещениях, а сотрудниками являются родители. Эта форма довольно популярна, так как позволяет создать комфортные условия для малых групп, пользуясь при этом всеми возможностями детского сада. Еще одно преимущество такого формата — его гибкость. Необходимое число мест для детей может довольно быстро измениться из-за демографических колебаний: во многих регионах рождаемость снижается. Существует проект по созданию консультативного (образовательного и психологического) центра для родителей. Мониторинг в дошкольном образовании поэтому связан не только с количеством мест, но и с качеством поддержки родителей. Этому много внимания уделяет Счетная палата, которая и занимается мониторингом нацпроектов. Модератор дискуссии добавила, сославшись на работы нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, что уже доказано: средства, вложенные в начальное образование, дают больше отдачи, чем инвестиции на дальнейших этапах развития личности. За последние годы учебные заведения провели масштабное обновление инфраструктуры. Ольга Петрова, кандидат социологических наук, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, рассказала о том, как превратить количественные показатели в качественные, сделав структурную модернизацию инструментом достижения целей национальных проектов. По ее словам, важнейший аспект — это вовлеченность и педагогов, и директоров, и начальников управления образованием, и родителей, и детей. Главным показателем успеха станет простое пользование всей новой инфраструктурой, когда люди перестанут бояться нового и сдувать с него пылинки. «Родители должны хотеть отправлять детей в кванториумы и на олимпиады, а сами педагоги — не бояться ехать в тот же Сириус. Директора же не должны бояться отпускать их туда. Они обязательно вернутся — там своих хватает», — рассказывает Ольга Петрова. Василий Саввинов, проректор по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета, рассказал об образовательном ландшафте страны: «Россия огромна, нужно учесть особенности регионов от Арктики до субтропиков. Да, есть общие показатели, но у каждого региона должны быть и свои». Показатели развития, которые подходят густонаселенному центральному региону, где живут разные национальности и соседствуют разные конфессии, совершенно не подходят, например, Якутии. В Северо-Восточном федеральном университете как раз занимаются их разработкой, а скоро представят результаты исследований. Наталья Зверева, заместитель министра образования и науки Пермского края, продолжила разговор о специфике регионов. «В нашей силе есть и плюсы, и минусы. Чем лучше мы наших детей учим, тем больше молодежи уезжает. Мы ставим задачу не насильно удержать молодежь, но создать привлекательные условия», — рассказывает Наталья Зверева. Один из инструментов — это мобильная «Учительская на колесах», которую продолжил проект «Мобильный кванториум». Пермский край большой, малонаселенный. Несмотря на то что главный инструмент для таких регионов — дистанционное образование, очный контакт учителя и ученика очень важен. Еще одна боль — это образование педагогов, работа с их сознанием: они должны сами видеть ценность в инфраструктуре, внедрять ее в образовательный процесс. Для решения этой проблемы ведется создание специального центра, но и с этим есть сложности из-за отсутствия законодательной базы. Эти проекты, как и дополнительное образование, должны учитываться в мониторинге нацпроектов.Клуб ректоровВладимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета, подчеркнул: автономность университетов не должна приводить к тому, что вузы начинают жить своей жизнью. Они должны быть интегрированы в экономику и развитие своих партнеров. Говоря об импортозамещении, Миклушевский рассказал об инженерной школе, которую планирует создать Политех.Виктор Кошаров, ректор Уральского федерального университета, обратил внимание на меры поддержки вузов, которыми важно пользоваться: программа поддержки технологического предпринимательства, программа Минпромторга по поддержке инжиниринговых центров при университетах. В каждом вузе должна быть четкая цель, команда и тесное взаимодействие с промышленностью. Интересы последней должны учитываться на всех ступенях образования. Это помогает и мотивации студентов, которые сразу понимают, зачем учатся. Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, рассказала о перспективах гуманитарных наук, которые после некоторого кризиса становятся более востребованными. Это логично: университет — это люди. Вдобавок есть спрос на обучение русскому языку в странах СНГ, и в продвижении русской культуры она видит миссию университета.Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», поведал о проблеме оттока специалистов за рубеж. По его мнению, важно с помощью различных средств не просто образовывать молодежь, но и делать их гражданами страны. Такие люди не уедут, несмотря ни на что, потому что они патриоты. Это задача и для университетов. Вдобавок они могут сделать друзьями России тех иностранных студентов, которые затем вернутся к себе домой. Это будет продолжением нашего экспорта, но не в виде продуктов, а в виде влияния. С этим согласен и Дмитрий Глушко, и. о. ректора МГУ им. Н.П. Огарева: «Меньше сорока процентов выпускников школ Мордовии в прошлом году поступили в наши университеты, большая часть уехала. Для регионов это большая проблема. Нужно развивать и кампус, и саму жизнь студенческую жизнь, интересную и комфортную, чтобы хотелось не просто остаться здесь, но и из других регионов приезжали».Олег Баулин, ректор УГНТУ, подчеркнул роль неакадемической жизни студентов: это не только КВН или спорт, но и другие возможности. В их числе — дополнительные курсы по эмоциональному интеллекту, кулинарии, digital skills и т. д., в УГНТУ их более 240. Какими ректоры видят свои университеты мечты через несколько лет?Алевтина Черникова, НИТУ «МИСиС»: Через 10 лет — это вуз, способный решать амбициозные задачи, а каждому абитуриенту мы сможем уделить достаточно времени, чтобы с начальных ступеней образования он мог планировать свою профессиональную траекторию.Владимир Миклушевский, Московский Политех: вуз как элемент, встроенный в индустрию и дополненный 5–6 инжиниринговыми центрами, работающими в ее интересах.Николай Рогалев, МЭИ: современный Университет 3.0, объединяющий науку, образование и инновации.Виктор Кокшаров, УрФУ: большой многопрофильный университет, драйвер социально-экономического развития региона и страны, а также поставщик квалифицированных кадров.Дмитрий Седнев, Томский Политех: привлекающий студентов со всей страны ВУЗ, состоящий из 2–3 федеральных центров.Жанна Никонова, НГЛУ: лидер инновационного развития в гуманитарной сфере, сильный вуз в сильном регионе в сильной России.Олег Баулин, УГНТУ: университет останется опорным нефтегазохимическим центром и центром развития региона.