Войти в почту

Интервью с руководителем арт-кластера «Таврида»

В 2015 году первые несколько сотен молодых деятелей культуры и искусств начали историю «Тавриды». Сегодня это целая экосистема проектов, объединяющая десятки тысяч творцов по всей стране и помогающая им реализовывать свой профессиональный потенциал в креативных и творческих индустриях. В этом году арт-кластер открывает свой восьмой образовательный сезон в Крыму. О том, каким он будет, а также о планах и перспективах, о новом образовании и потенциале креативных индустрий в России поговорили с руководителем арт-кластера «Таврида» Сергеем Першиным.

Сергей Першин

Руководитель арт-кластера «Таврида»

— Время перемен. Неоднозначная ситуация в мире. Как «Таврида» во всем этом себя чувствует? Повлияет ли ситуация на новый образовательный сезон?

– Сейчас, в преддверии старта образовательных заездов, мы слышим много разных разговоров о сложностях и турбулентности, о рисках, прогнозах и вероятностях. У нас на площадке мы готовы говорить о возможностях, которые уже реализовываем. В этом смысле «Таврида» сезона 2022 постарается стать маяком для молодых профи, который покажет, что вера в свои силы, смелость и увлеченность делом — это, образно говоря, тот серф, на котором можно покорять волны.

— Образ красивый, но что конкретно за ним стоит?

– Рассказываю. Все арт-школы в новом сезоне мы объединяем в заезды так, чтобы они были продуктивными, насыщенными в процессе работы и по итогам. Например, первый заезд «Кириллица» посвящен Году культурного наследия народов нашей страны. Он стартует 12 июня, в День России! На одной площадке мы соберем молодых деятелей народной культуры и искусства, иконописцев, молодых экспертов русского языка и литературы и предложим им посотрудничать с профессионалами в области цифровизации и IT-технологий.

В этом году мы идем на новый эксперимент — соединим на нашей площадке не только творцов из разных сфер, но и представителей разных поколений. Впервые на «Тавриду» приедут участники всероссийского конкурса «Большая перемена» — ребята от 14 до 18 лет.

Еще пример. В новом сезоне мы будем брать на доработку проекты, которые зависли на стадии недоделок. Есть такие участники, которые когда-то сформулировали классные идеи, но по каким-то причинам не смогли их довести до реализации: не хватило финансирования, не собралась команда, сработали внешние обстоятельства, например, ковид… Сейчас мы готовы брать такие проекты, выбирать из них лучшие и помогать их «докручивать», оказывать экспертную и ресурсную поддержку с коллегами из Президентского фонда культурных инициатив и Института развития интернета, чтобы каждый из этих проектов заработал в полную силу.

На нашей площадке вновь пройдет грантовый конкурс Росмолодежи, победа в котором позволяет участникам получить до 1,5 млн рублей на реализацию своих инициатив. Будут кастинги, отборы на стажировки. Будет большая индивидуальная и командная работа.

— Иконописцы и IT-шники на одной площадке — звучит многообещающе. А чем еще будете удивлять?

– У нас запланировано 30 арт-школ, объединенных в несколько тематических заездов. Удивлять будем, уж поверьте. И все-таки отмечу, что главная наша задача в другом: сосредоточиться на реальных проектах, которые могут иметь конкретные, ощутимые и измеримые результаты, способные менять среду.

Мы расширяем список арт-школ, стараемся сделать его максимально актуальным. Добавляем новые арт-школы: промышленный дизайн, экология, креативное развитие Дальнего Востока, гейм-дизайн. В тематических заездах представители этих направлений будут работать в коллаборациях с живописцами, музыкантами, цирковыми и театральными артистами, менеджерами в сфере гостеприимства и театральными менеджерами, кинорежиссерами, журналистами и блогерами, сценаристами и дизайнерами одежды. Причем это не хаотичные смешения, а продуманные соединения принципиально разных направлений, цель которых в «переопылении», взаимообмене компетенциями, энергиями, мировосприятием и подходом к творчеству.

Еще один вызов, который мы сами себе бросили в этом году, — хотим делать больше полезного и интересного для Крыма, который уже стал для нас домом. Во-первых, мы уже провели акселератор творческих проектов в трех городах, в том числе и в Крыму. Его задача — помочь авторам подготовить проекты для участия в грантовом конкурсе. Во-вторых, планируем провести одну из «Меганомик» — школу лидеров креативной экономики — для тех, кто занимается молодежной политикой Крыма. В-третьих, каждый заезд будет завершаться большим мероприятием для гостей и жителей полуострова: концерты, спектакли, шоу, постановки, выставки — тут фантазия и творчество наших творцов безграничны. В-четвертых, уже стартовал архитектурный конкурс арт-парка «Таврида», в котором примут участие креативные команды строителей, дизайнеров, архитекторов, урбанистов со всей страны. Художники предложат свои архитектурные и пространственные решения по благоустройству конкретных туристических локаций Крымского полуострова: знаменитой тропы Голицына, находящейся на территории природного заказника «Новый Свет», и набережной вдоль побережья бухты Капсель. Лучшие проекты будут реализованы. Что важно, победителей выберут сами судакчане, мы сейчас прорабатываем механику: каким образом будет проходить голосование, чтобы мнение каждого местного жителя было услышано и учтено.

В общем, в сезоне-2022 на «Тавриде» будет, как всегда, ярко, сложно и, уверен, продуктивно.

— Какие-то конкретные планы и задумки сейчас вы уже можете раскрыть?

– На «Тавриде» рождается то, что мы зачастую сами не в состоянии предугадать, — в этом вся сила проекта. Та атмосфера, та магия творчества, которые царят на площадке, каждый год вносят свои коррективы, и проекты, которые готовят наши участники, на выходе получаются гораздо круче того, что они могли даже представить.

Один спойлер позволю себе, так как этот проект уже созрел и готов воплотиться. Совместно с дирижером Юрием Башметом, нашим давним другом, партнером и «Легендой Тавриды», мы готовим спецпроект. Это будет шоу классической музыки и балета, поставленное прямо на территории строительства Университета креативных индустрий. Сразу уточню, все меры безопасности будут соблюдены самым тщательным образом. Представьте, летний вечер, морской закат, на реальной стройке в окружении строительных лесов и машин большой симфонический оркестр исполняет классическую музыку, в которую вплетаются диджейские сеты. Балерины в пачках и пуантах танцуют. Всем этим управляет выдающийся дирижер. Добавьте сюда промышленные звуки стройки, свет софитов, вспышки камер… Думаю, это будет легендарно.

На строительстве значимых объектов традиционно принято закапывать камень, мы же решили, в первую очередь, вдохнуть туда искусство: классическое и современное, актуальное и фундаментальное.

— Университет креативных индустрий — вы уже анонсировали этот проект. А, например, Юрий Башмет уже заявил, что возглавит в нем направление классической музыки. Интересно, как продвигается его строительство? Это будет учебное заведение нового типа?

– Да, о наших планах создать Университет креативных индустрий мы заявили давно. Сегодня Университет — уже реальность. Это будет круглогодичный, постоянно действующий образовательный центр для людей разного возраста и профессий, ядро всего нашего арт-кластера. Физически само учебное заведение находится в активной фазе строительства на нашей площадке в бухте Капсель в Крыму и откроет свои двери в 2023 году. Мы уже сейчас разрабатываем и апробируем программы, образовательные направления и формы для будущего Университета. И в этом смысле образовательные заезды «Тавриды» работают как хорошее поле для экспериментов. Например, в этом году часть образовательных форматов маркирована программами Университета. Параллельно с заездами пройдет три трека школы лидеров креативной экономики «Меганомика» — на них приедут представители аудиторий, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к творчеству. Они будут развивать креативные компетенции, чтобы находить нетривиальные подходы к управлению командами и проектами в условиях высокой неопределенности. И еще одна задумка, которую мы уже реализовываем, — «Лаборатория креативных и творческих исследований»: будем исследовать природу креативного мышления, способы его измерения и развития, попробуем посчитать креативный потенциал регионов.

Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшими профильными вузами и ссузами страны, многие из которых уже планируют сотрудничество с Университетом. На днях назначен директор образовательного центра. Им стал Павел Трехлеб — человек, который возглавлял Парк Горького и руководил дирекцией парка «Зарядье». Он, безусловно, большой профессионал, который усилит команду арт-кластера.

Работу Университета начнем с запуска программ дополнительного образования, развития и расширения профессиональных компетенций и постепенно будем масштабироваться и искать новые форматы подготовки кадров для креативных индустрий, культуры и искусства. Мы бы хотели, чтобы Университет стал базовой площадкой для развития креативных и творческих индустрий в стране: здесь будут объединяться различные институции и сообщества, разрабатываться и тестироваться новые проекты и образовательные программы, рождаться и продвигаться творческие проекты. А вообще, создание круглогодичного образовательного центра — это ответ на запрос от наших участников.

Кстати, сейчас снимается документальный фильм, в котором расскажем об Университете креативных индустрий и о том, какие возможности и ресурсы он предложит разным целевым аудиториям.

— Становится понятно, почему «Таврида» называется экосистемой, — много направлений, форматов, возможностей, постоянные эксперименты, новаторские кейсы. Какая мотивация? Конечная цель?

– Мы со всей ответственностью и азартом берем на себя роль креативной лаборатории, в которой проводим эксперименты самого разного масштаба. Тестируем методики, сочетаем несочетаемое, апробируем подходы — все это для того, чтобы на выходе получить принципиально новые работающие программы подготовки профессионалов для креативных индустрий, творческих и культурных направлений. Уже во время образовательных заездов мы видим результаты, которые подтверждают эффективность того или иного эксперимента. Я имею в виду арт-объекты, картины, книги, песни, театральные постановки, шоу, коллекции дизайнерской одежды —перечислять можно долго. Здесь складываются творческие коллективы, которые, возвращаясь в свои регионы, трансформируют там культурную жизнь, дополняя ее новыми смыслами. Здесь создаются проекты, которые получают грантовую поддержку и меняют мир.

— С 2019 года «Таврида» — это не только образовательные заезды, но и большой, яркий фестиваль «Таврида.АРТ». Планируется ли он в этом году и в каком формате?

– Фестиваль «Таврида.АРТ» —это отдельная большая глава в ежедневниках всей команды организаторов. Каждый год он становится знаковым событием для всех, кто с ним соприкасается. Мы хотели, чтобы фестиваль стал ключевым событием Года культурного наследия народов России — и это хороший повод показать богатый, глубокий и разнообразный мир нашей страны, используя творчество, современные инструменты и технологии.

Мы готовим насыщенную программу: в режиме нон-стоп будут работать образовательные площадки с участием топ-спикеров, самая большая в России кастинг-платформа, коллаборации профессионалов разных направлений творческих и креативных индустрий. Есть идея — собрать на нашей площадке участников всех форумов Росмолодежи. Думаю, это станет выходом на новый уровень нашего сотрудничества. Ну и, конечно, «Таврида.АРТ» — это яркие шоу, музыкальные события, концерты, постановки, арт-шествие, выставки.

Фестиваль «Таврида.АРТ» нужно увидеть и прочувствовать, чтобы понять всю его мощь и размах. Так что приглашаю — будет круто! Регистрацию на фестиваль скоро откроем, а вот на образовательные заезды регистрация уже идет полным ходом на tavrida.art.