Вход бесплатный. Кто и как помогает россиянам стать айтишниками

В России стартовал массовый набор на обучение IT-специальностям. Россияне могут получить цифровую профессию с большой скидкой: государство оплатит от 50 до 100% стоимости обучения льготным категориям граждан. В 2022 году приступить к обучение смогут 50 000 новых участников. Рассказываем, как это работает и на кого рассчитана программа. Потребность в айтишниках самого разного уровня нарастает с каждым годом. Уже сейчас в России не хватает миллиона специалистов по информационным технологиям, а к 2027 году этот показатель может вырасти в два раза. Государство борется с этим дефицитом. Так, в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика» , власти ежегодно увеличивают количество бюджетных мест на IТ-специальности в вузах: от 80 000 в 2021 году до 120 000 к 2024 году. Это классические долгосрочные образовательные программы. Также в 2021 году в стране запустили проект «Цифровые профессии». По задумке, он должен насытить рынок труда востребованными кадрами в ускоренном режиме: продолжительность учебных курсов здесь, как правило, составляет пять-шесть месяцев. Программа доступна для жителей всех регионов страны. Проектом государство убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, создаётся кадровый резерв для приоритетной сферы экономики, а с другой — правительство помогает тем, кто хочет получить новую профессию и улучшить своё материальное положение. 9000 человек — выпускников проекта «Цифровые профессии» — уже получили дипломы о дополнительном образовании. Почти 20 000 слушателей продолжают обучение, начинается набор на 2022 год. До конца 2024 года цифровую профессию смогут получить не менее 113 000 человек, уточнили в «Университете 2035». Запись на обучение в 2022 году уже стартовала, подать заявку можно на портале госуслуг . Кто получит скидку в 2022 году На поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане России старше 16 лет. Главное условие — быть студентом или уже иметь диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. Максимальную скидку в 100% получат люди с инвалидностью и безработные, официально зарегистрированные в службе занятости. 75% компенсации могут получить безработные, которые не состоят на учёте, и родители детей до трёх лет, если их зарплата ниже средней по региону (при более высокой зарплате скидка составит 50%). Кроме того, 50%-ную скидку получат студенты колледжей и вузов, сотрудники бюджетных организаций, а также лица, чья зарплата ниже средней по региону проживания. По сравнению с 2021 годом условия участия существенно изменились, ведь на старте программы компенсация от государства не превышала 50%. В первый год отбор со стороны оператора прошли 132 учебные программы. Участие в проекте приняли 46 образовательных платформ и вузов, включая «Яндекс», университет «Иннополис», МГТУ им. Н. Э. Баумана, ИТМО, «Нетологию» и GeekBrains. Жители регионов используют свой шанс Опрос, который провела компания «Яндекс» среди своих студентов — участников проекта «Цифровые профессии» прошлого сезона, показал, что 56,2% пришли на программу, чтобы кардинально сменить сферу деятельности. После учёбы они ждут получения новой профессии (69,1%), роста доходов (58,1%) и повышения общего качества жизни (43,2%). Похожие результаты у «Нетологии»: больше половины студентов пришли на программу, чтобы сменить работу и начать больше зарабатывать. «Уже сейчас можно сказать, что студенты из программы "Цифровые профессии" обладают большой мотивацией — более 85% продолжают обучение на курсах и меняют свою жизнь. Часть участников уже нашли новую работу», — рассказал Сергей Бражник, директор по развитию образовательных проектов компании «Яндекс». Часто желание сменить профессию может основываться и на многолетнем жизненном опыте: человек постепенно открывает свои сильные стороны и понимает, что они заслуживают лучшего применения. Так вышло с Юлией. Ей 32 года, раньше она работала организатором мероприятий бизнес-формата, а сейчас получает специальность «инженер по тестированию». «Эту профессию я выбрала потому, что тестировщик — самый доступный способ войти в сферу IT для тех, кто никогда не был в ней занят. У нас есть чек-листы, по которым ведётся проверка готовых продуктов. Мне всё это близко — я хороший планировщик, умею чётко прорабатывать важные моменты», — рассказала Юлия. В процессе обучения будущие тестировщики занимаются проверкой мобильных и веб-приложений. При этом переход к практической части происходит очень быстро. «Подход к обучению сначала показался странным, но потом выяснилось, что сразу же переходить от теории к работе на практике — это рабочая схема. В ближайшее время начну искать работу по новой специальности, а потом продолжу обучение. Ведь сейчас я нахожусь на стартовой площадке, и мне всё это очень интересно», — говорит Юлия. Программа также вскрыла интерес к цифровым профессиям со стороны регионов. «В основном это жители крупных региональных городов. Участники из Москвы и МО, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области составили лишь около 30% всех студентов», — рассказала заместитель GR-директора и менеджер проекта «Цифровые профессии» в «Нетологии» Марина Гиря. У других провайдеров студентов из глубинки ещё больше. «Проанализировав статистику слушателей программ GeekBrains в рамках проекта, мы выявили, что наибольший интерес к обучению проявили жители регионов — 83,7%», — рассказал CEO компании Александр Волчек. Ещё один тренд — активное участие в проекте домохозяек и женщин, которые сидят с детьми. На некоторых образовательных платформах они суммарно занимают третье место по числу участников, рассказали опрошенные эксперты. Что говорят студенты Среди слушателей немало зрелых людей. «Портрет среднестатистического студента "Цифровых профессий" существенно отличается от студентов стандартных курсов "Нетологии". Эта аудитория более зрелая: средний возраст — 35 лет», — отмечает Марина Гиря. В GeekBrains, по словам Александра Волчека, 34,8% всех слушателей от 36 до 55 лет. Слова экспертов подтверждают рассказы учащихся. Ильхаму 49 лёт, в своё время он получил финансовое образование и много лет проработал на руководящей должности в производственной компании. В сферу его деятельности входили оптовая торговля продукцией и оценка инвестиционных проектов. За время пандемии положение предприятия существенно пошатнулось. «Пришлось думать, чем будешь заниматься, если и дальше придётся сидеть дома. А так как я привык работать с информацией, выбор пал на учебный курс "Анализ больших данных". Эта профессия только на первый взгляд кажется чем-то неприступным. На деле всё сводится к очистке информации от всего лишнего, отсеиванию и классификации полезных данных. Если раньше я делал всё это в таблице Excel, то теперь владею десятью разными программными инструментами на все случаи жизни», — рассказал он. В ближайшее время Ильхам планирует пройти ещё один учебный курс, чтобы познакомиться с отдельными программами более углублённо. А в дальнейшем, с учётом предыдущего образования и опыта, он сможет организовать работу отдела аналитики или открыть своё дело. Ещё одной участнице программы — Нине — тоже около 50 лет. Она работает врачом в государственном медучреждении и постоянно сталкивается с необходимостью обработки больших объёмов информации. Поэтому её выбор пал на курс «Аналитик данных». «Сейчас такое время, что, как у Алисы в Зазеркалье, нужно бежать, чтобы оставаться на одном месте, а если хочешь куда-то попасть, нужно бежать ещё быстрее. Чтобы быть востребованным в своей профессии, необходимо совершенствоваться, получать новые знания, которые пригодились бы в ежедневной работе. В моём случае основы аналитики и программирования, усвоенные за время учёбы на курсе, позволяют лёгким движением руки создать таблицу или график, проанализировать данные по определённой категории больных и красиво представить результат. Это просто какое-то волшебство», — рассказывает участница программы. Важно знать Проходить обучение в «Цифровых профессиях» можно не один раз. До завершения программы при условии наличия льготной категории можно изучить ещё три курса (в 2022, 2023, 2024 годах) и, соответственно, выстроить образовательную траекторию под свои потребности. Другое дело, что человеку, который раньше не был занят в сфере IT, бывает трудно сориентироваться в море возможностей, отметил Александр Волчек: «Большинству требуется помощь с определением карьерной траектории в IT. В частности, в контексте программирования 42,6% опрошенных ещё не определились со своей специализацией, в том числе 17,9% признались, что ничего не понимают в этом». «На первых этапах проекта мы столкнулись с тем, что студенты не всегда понимали разницу между языками программирования и зачастую выбирали слишком сложные программы для старта. Поэтому мы решили поддерживать пользователей на этапе выбора, рассказывать больше базовых вещей об IT и, основываясь на опыте людей, помогать им выбрать подходящее направление. Также мы адаптировали контент и добавили модули для начинающих, чтобы пройти программу мог человек с любым уровнем подготовки», — пояснила Марина Гиря. В 2022 году количество программ «Цифровых профессий» может увеличится в 1,5–2 раза. К основным направлениям добавится возможность обучения по смежным специальностям, которые востребованы в IT-командах. Например, продуктовый и системный аналитик, бизнес-архитектор, интернет-маркетолог, веб-дизайнер, IT-рекрутер, управление финансами стартапов и другие. Фото: Сандурская Софья/Агентство «Москва»

Вход бесплатный. Кто и как помогает россиянам стать айтишниками
© Секрет Фирмы