Яна Романова: «Нужно повышать уровень теоретической подготовленности наших спортсменов. Это позволит повысить качество тренировочного процесса»
– Яна Сергеевна, после окончания карьеры спортсмены выбирают путь в спортивную науку не слишком часто. Что двигало вами?
– Еще когда я была спортсменкой, занималась анализом своей работы. Начала со стрелковой подготовки – проводила разные самоисследования, разговаривала с успешными спортсменами по интересующим меня вопросам. Материал накапливался и, в конце концов, мне сказали, что у меня, по сути, есть готовая кандидатская диссертация. У меня сначала не было понимания структуры этой работы, как она должна быть оформлена, просто был накопленный материал, который мне помогли систематизировать.
В 2011 году я закончила аспирантуру (в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта), но только после Олимпиады в Сочи, когда я выступала последний год, сидя на сборах я решила, что труд проделан большой и я хочу его завершить диссертацией.
После завершения карьеры я занялась обработкой результатов, и в 2016 году защитилась. Мне сразу поступило предложение работать у нас в вузе (в СибГУФКе), но тогда я еще серьезно это не раccматривала. Я все-таки осталась на полставки преподавателем, и начала работать у Реуцкой в научно-исследовательском институте. У меня долго были эти сомнения, колебания, для меня это было больше хобби. Не то чтобы я к этому всерьез не относилась, просто не считала, что это станет профессией. Но за последние годы я поняла, что мне это нравится, и я могу этим заниматься.
– Спортсмены часто получают высшее образование ради диплома. Многие ли идут в аспирантуру?
– Большинство спортсменов считает, что квалифицированному спортсмену обучение в спортивном вузе не даст новых знаний. Я же к учебе в СибГУФКе относилась серьезно, возила с собой на сборы конспекты и учебники. И когда я в 2007 году закончила, поняла, что мне хочется продолжать учиться и я пошла в аспирантуру.
Нужно повышать уровень теоретической подготовленности наших спортсменов. Это позволит повысить качество тренировочного процесса.
– Какова сфера научных интересов кандидата педагогических наук, доцента СибГУФКа Яны Романовой?
– По сути сферу я не расширила – ей остается стрелковая подготовка в биатлоне. Сейчас все немного затормозилось из-за того, что я много времени провожу с детьми.
У меня достаточно критичное отношение к себе. В спорте я всегда ставила для себя серьезные ориентиры. В сборной России со мной рядом были очень сильные спортсменки, и я ориентировалась на них. Было понимание, что, если я не дотягиваю до их уровня, значит я недостаточно хорошо работаю. Так же и здесь – есть люди, которые являются для меня ориентиром в науке. И я понимаю, что до них мне еще очень далеко.
– Вы активный участник издательской программы научно-методической литературы, которую СБР проводит последние два года. Как минимум три методички – по стрельбе, подготовке резерва и различным видам тестирования спортсменов – вышли в 2021-2022 гг. при вашем участии.
– Я рада, что Союз биатлонистов России сейчас активно занимается обучением тренеров, и сама подхожу к этому очень серьезно – все-таки в коллективе «спортсмен-тренер» я прожила-проработала большую часть своей жизни, и хорошо их понимаю. Когда СБР поставил задачу максимально конкретно, коротко и доступно подготовить к изданию несколько методических пособий, я с удовольствием взялась за эту работу. Они рассчитаны на начинающих тренеров, которым нужны азы.
– Чем непосредственно вы занимаетесь в СибГУФКе?
– Я работаю со студентами на кафедре циклических видов спорта, провожу занятия и являюсь научным руководителем дипломных и магистерских работ. А в НИИ мы проводим исследования, выезжаем на различные тестирования с биатлонистами. Правда в последние годы никуда не выезжаю по семейным обстоятельствам, только обрабатываю и описываю материал, который собрали мои молодые коллеги. Мы готовим отчеты по научно-исследовательской работе – это сейчас моя основная работа, – рассказала Романова.