Войти в почту

Много веков профессия плотника считалась традиционно мужской. Но мир не стоит на месте. Курянка Екатерина Подколзина на своём примере доказывает, что не только мужчины могут заниматься плотничеством. Она научилась виртуозно владеть топором и готовится заниматься реставрацией храмов. Работа до Кижей довела Ещё в школе Екатерина увлекалась рисованием. А как только пришло время выбирать будущую профессию, выбор пал на промышленное и гражданское строительство в Юго-Западном государственном университете. Во время учёбы в университете девушка устроилась в компанию, которая занимается реставрацией объектов культурного наследия, и понимает, что нашла то, что близко её душе. – В реставрации творчества гораздо больше, чем в строительстве. Но предрассудки на счёт девушек этой профессии до сих пор остаются, – рассказывает Екатерина. – Я – реставратор-конструктор, и когда приходишь на объект, то относятся к тебе неоднозначно. Не так давно в компанию, где работает девушка, поступил заказ на создание конструктивной части одного из деревянных строений в Черноземье. – Когда начали консультироваться насчёт деревянного зодчества, поняли, что в Черноземье в этой сфере почти никто не работает. Все специалисты в основном в Москве или Санкт-Петербурге, – говорит Подколзина. Выход только один – ехать на обучение и повышать свою квалификацию. И не куда-либо, а на остров Кижи – в столицу русского деревянного зодчества. Поездка состоялась в середине марта, когда он был еще полностью покрыт снегом. Любопытно, что Центр стал принимать девушек на обучение плотницкому делу только в этом году. Так что Екатерина стала одной из первых выпускниц. Где не ступала нога туриста Обучение началось в Петрозаводске с лекций, так как перед практикой необходимо знать теорию: историческое развитие деревянного зодчества, структуру дерева, виды вредителей и даже гнили. Ведь в исторических постройках нельзя просто взять и выкинуть старые бревна, а на их место положить новые. Читали лекции и на самом острове Кижи прямо внутри объектов культурного наследия и даже там, куда не пускают обычных туристов. Например, на чердаках или на закрытой для путешественников и даже части сотрудников музея-заповедника колокольне. – По всему острову разбросано очень много деревянных построек. Многие из них здесь были построены, некоторые здания привозили сюда с заонежских деревень. Мне удалось побывать почти во всех, – рассказывает Катя. – Нам показывали, где находится рубка XVIII или XVI веков, какими методами соединены бревна в здании, какие инструменты для этого использовались. Показывали даже места, в которых истребляли жуков. Правда, попасть на крышу Покровской церкви на территории Кижского погоста курянке так и не удалось. Лестница на неё расположилась в алтаре, куда девушкам проход закрыт по религиозным традициям. СПРАВКА «КП»: Музей-заповедник «Кижи» – уникальный историко-культурный и природный комплекс под открытым небом. Здесь расположился ансамбль Кижского погоста, вошедший в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а его реставрация происходит на глазах у всего мира. А чтобы и другие могли перенимать эту древнейшую профессию, на территории музея создали Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества. Из инструментов только топор После лекций все полученные знания необходимо отработать на практике. И работать топором приходилось наравне с мужчинами. – Топор необходимо выбирать себе под руку, чтобы его было комфортно держать, а впоследствии и работать, – объясняет девушка. – Работа с топором – это большое напряжение для всех групп мышц. Обычно люди думают, что замахнулся топором и рубишь. В плотничестве всё не так. Необходимо делать маленькие и сильные движения, стараться не поднимать топор выше плеча. Во время практики курянка попробовала почти все виды стандартной рубки и соединений: в чашу, в иглу, в обло с потайным зубом, в реж и прямую чашу. На одном из занятий Екатерина делала часть крыльца для учебного центра. Правда, бревно, с которым она работала, было абсолютно кривым, но девушке удалось его выровнять. – Нам для работы и практики давали плохие брёвна, которые когда-то закупили, но некоторые из них оказались плохого качества: в них много сучков, а поэтому из них ничего не сделаешь, – объясняет она. – Сначала бревно очищалось от коры. В каких-то местах это делалось топором, где-то специальным скобелем, чтобы бревно было гладким, а только потом начинается рубка. Ты делаешь, ошибаешься, психуешь, потому что не получается, а потом тебе говорят, как нужно, и через множество повторений у тебя получается что-то сделать. И после этого приходит осознание «вау, я так могу». Еще одно новое умение курянки, полученное в Кижах, – создание главки, наружного декоративного украшения в форме шлема, луковицы, обычно венчающихся крестом. Она состоит из множества деталей, которые также вырезаются вручную. Например, для полной реставрации одной главки церкви Преображения Господня может понадобиться до тысячи лемехов – продолговатых слегка изогнутых дощечек в форме лопатки. – Сначала мы учились топором делать обрешётку, основу конструкции, затем учились вырубать лемех. Всё вырубается вручную. Конечно, есть технологии, упрощающие этот процесс, но в реставрации используется только топор. Потому что именно он оставляет необходимую текстуру, – объясняет девушка. Нас учили исходить из того, что у нас нет рулетки, нет карандашей. Потому что в те века, когда зарождалось плотничество, никаких вспомогательных инструментов не было. Наш максимум – измерение по верёвочке. Или пользоваться специальным инструментом черта. Но это и плюс. Сразу ощущаешь особую атмосферу. Ещё одно практическое испытание – разобрать и собрать учебный макет дома, высотой в рост человека. Это необходимо для того, чтобы изучить различные соединения брёвен, понять обустройство окон и дверей. – Перед поездкой не успела сделать маникюр и уехала на обучение с очень длинными ногтями, – улыбается Катя. – Преподаватели удивлялись, как мне удавалось с ними работать, потому что чаще всего у плотников все ногти обломаны. А я за время обучения не сломала ни одного ногтя. За полтора часа увидеть заход луны и восход солнца Пейзажи острова Кижи поражают даже тогда, когда просто смотришь картинки в интернете. Другое дело – посмотреть все в живую. Остров встретил курянку идеальной погодой: за окном +8°, чистое небо и яркое солнце. Но любоваться местными пейзажами мало. Чтобы проводить луну и встретить рассвет, Екатерина вставала в 6 утра и шла по льду. За короткий промежуток времени нужно было успеть запечатлеть луну на погосте, обойти остров и встретить рассвет. Вся дорога занимала около полутора часов. – Мы пошли встречать рассвет, когда снег начал подтаивать. А идти же по льду, который 15 сантиметров в толщину. Снег под ногами уже не притоптанный, а мягкий. Где-то приходилось лезть через сугробы. Но это реально того стоило. Потому что такой вид нельзя описать словами. Добавляет ощущений и то, что ты идешь по Онежскому озеру, – говорит Подколзина. – С каждым днём рассвет был всё раньше и раньше. В один из дней мы просто бежали, чтобы проводить луну и встретить солнце на другой стороне острова. Когда добрались до нужной точки, то просто легли на снег и наблюдали. В те минуты испытываешь некое умиротворение, хотя после этого придётся ещё целый день махать топором. Теперь учёба позади. А впереди – большая и интересная работа. Ирина СИДОРЕНКО, фото Екатерины ПОДКОЛЗИНОЙ

Не топорная работа
© Курская правда