Марк Сартан: «„Школа 800“ задумана как драйвер развития образования во всей стране»

Директор АНОО «Школа 800» в Нижегородской области Марк Сартан в интервью телеканалу «Волга», в программе «Герои Волги», рассказал о своем подходе к реализации проекта «Школа 800».

Марк Сартан: «„Школа 800“ задумана как драйвер развития образования во всей стране»
© "Время Н" РИА

Марк Наумович, проект «Точка будущего» в Иркутске, которым вы руководили, и проект «Школа 800″ в Нижнем Новгороде» начинались с совершенно нового подхода к проектированию школьного здания. Неужели архитектура действительно так важна? Разве недостаточно просто изменить систему подготовки учителей и школьную программу? Школьное здание автоматически «вытекает» из образовательной концепции. Это тоже образовательный инструмент. И если мы меняем концепцию и программу, то старое здание, сделанное под старую концепцию, начинает мешать их реализовывать. Когда мы говорим о типовом здании школы, то там занятия всегда идут по одному образовательному сценарию — учитель рассказывает, дети слушают. Но сейчас появляются новые форматы. Например, мультисценарные уроки. Возьмем обычный «фронтальный» урок математики. Допустим, учитель его ведет традиционно хорошо. Но один ученик через 15 минут уже все сделал и не знает, чем ему заняться. А другой за 15 минут, наоборот, потерялся и тоже не знает, что делать дальше. И прямо тут, в пределах этого урока, им надо организовать отдельную возможность — например, отсадить и дать отдельные задания или, наоборот, посадить вместе, чтобы один объяснил материал другому. А некоторым детям в это же время нужно дать какое-то групповое задание. В обычном фронтальном классе это почти невозможно. Хотя бы потому, что парты должны быть мобильными и желательно одноместными, чтобы их можно было легко переставлять. И тогда у вас сразу появляются новые возможности. Следующий момент. Например, мы хотим организовать в классе пять дискуссионных групп. Но в помещении не хватает места, поэтому мы открываем дверь, и одна из групп выходит в рекреацию. Она там работает, потом возвращается. Соответственно, в рекреации должно быть для этого место, а учитель не должен терять детей из вида. Это тоже должно обеспечить здание. И таких ситуаций может быть много. Главное — надо понимать, что пространство должно позволять реализовывать образование по новым требованиям. Наш проект «Школа 800» вам понравился? Он отвечает этим задачам? Конечно. Его проектировали умные люди. Руководителем группы, которая разрабатывала концепцию, был Леонид Наумов, один из руководителей «Просвещения», в прошлом — директор московского образовательного комплекса и директор московской гимназии, начинавший свою карьеру учителем. То есть он прошёл весь педагогический путь от начала до самых высот и теперь возглавляет группу разработчиков концепции. Мы, нижегородцы, очень много ждём от этого проекта. Надеемся, что он будет прорывным и интересным. Но, помимо того, что изменился подход к архитектуре здания, что ещё из традиционной школы вы считаете ненужным и отжившим? Самой главной отжившей вещью я считаю единую образовательную программу для всех. Это уже уходит в прошлое. В Советском Союзе методист министерства просвещения, сидя в Москве, мог посмотреть на календарь и сказать, что у вас, к примеру, в Дзержинске именно в этот день проходят ученики седьмого класса на уроке физики. Потому что вся страна в этот момент проходила по этому предмету одну и ту же тему. Сегодня мы говорим: дети разные, интересы разные, способности разные. И мы начинаем давать ученику выбор. Сейчас очень модным стал постулат о том, что нужны не только знания, но и компетенции. Как этого достичь? Ввести специальные уроки по этим компетенциям? Я противник увеличения числа школьных предметов. Это достигается по-другому, можно развивать компетенции средствами каждого предмета. Например, для развития лидерских качеств надо создать такую образовательную ситуацию на уроке по любому предмету или во внеурочное время, которая позволит проявить лидерские качества. А потом, когда опыт получен, надо его проанализировать, отрефлексировать вместе с учеником. И делать это можно в рамках любого урока — например, на той же физике во время групповой работы. Всё это означает, что сейчас повышаются требования и к квалификации учителя? Какова его роль в современной школе? Я бы сказал, что это роль «способствующего». Задача трансляции единственно правильного знания уже не стоит. Педагог должен организовать деятельность, в которой ребенок может себя проявить, а затем оценить результаты этой деятельности. И желательно вместе с ребенком. А система подготовки педагогических кадров отвечает этим задачам? Учителей сейчас именно так готовят? Должны так готовить. Я просто перехожу к вопросу о том, что вам сейчас нужно будет формировать команду «Школы 800». Какие учителя будут там работать, и какими принципами вы будете руководствоваться, подбирая персонал? Мы рассчитываем на то, что интерес к проекту большой и что в нашу команду придут учителя, которые, во-первых, уже умеют то, что нужно, а, во-вторых, хотят этому учиться. То есть школа должна стать ресурсным центром, в том числе и для учителей. Набор будет осуществляться по конкурсу, то есть будет проводиться отбор. Вам, наверное, будет тяжело, учитывая, что вы не нижегородец? Я буду проводить собеседования только с финальными кандидатами, а на первых отборочных этапах мы будем опираться на Корпоративный университет правительства Нижегородской области. Согласны ли вы с идеей о том, что наличие престижного учебного заведения влияет на качество жизни в районе и даже становится причиной повышения спроса на недвижимость? Да, только это не моя идея, а результат исследования. Действительно, девелоперы активно пользуются этим драйвером. Школьников в Нижегородской области больше, чем учеников «Школы 800». И как-то обидно за всех остальных. Можем ли мы рассчитывать, что «Школа 800» спровоцирует изменения в школьном образовании по всей области? Давайте рассчитывать на большее. «Школа 800» задумана как драйвер развития образования не только в регионе, но и во всей стране. Наша задача — реализовать этот замысел.