Войти в почту

Фабрика кадров: как кровельные заводы ТЕХНОНИКОЛЬ борются с кадровым дефицитом и развивают кадровый потенциал на производстве

Дефицит рабочей силы коснулся практически всех отраслей экономики. В рейтинге востребованных специалистов работники с опытом и узкой профессиональной подготовкой в разы опережают тех, кто получил формальное образование. Опыт вытесняет корочки и дипломы, на первый план выходят специалисты с реальной профессиональной подготовкой. Нехватка кадров в области рабочих специальностей вынуждает промышленные предприятия брать ситуацию в свои руки. Кто-то идет по пути сотрудничества с учебными заведениями. В направлении «Битумные материалы и гранулы» ТЕХНОНИКОЛЬ решили справиться с задачей более системно и создали сеть своих учебных центров на базе кровельных заводов «Технофлекс». Как это удалось, рассказала руководитель отдела персонала СБЕ «Битумные материалы и гранулы» Наталья Бирюкова.

Руководство компании неоднократно акцентировало внимание на развитии кадрового потенциала. Инвестиции в обучение и рост профессионализма работают на решение нескольких задач: расширяют компетенции сотрудников, ускоряют адаптацию и повышают вовлеченность персонала, а значит, увеличивают производительность труда. Вкупе эти меры сказываются на экономическом успехе компании в целом.

Кадровая «текучка» на любом промышленном предприятии оборачивается большими затратами. Современная производственная линия – это всегда работа сложного технического оборудования. Многие процессы автоматизированы, и чтобы сотрудник, что называется, «бесшовно» влился в процесс, ему нужно изучить технологические нюансы и освоить на 100 % технику безопасности.

Неподготовленный кандидат, впервые оказавшийся в производственной среде, испытывает настоящий стресс. Ведь ни в высших, ни в средних специальных учебных заведениях практически не готовят узких специалистов. Сварщики, электрики, электронщики — да! А вот найти, например, дипломированного аппаратчика на пропиточных агрегатах фактически невозможно.

Основа производственного потенциала — это сотрудники. И чтобы выстроить кадровую систему на предприятии, нужно начинать с самого начала: закрыть потребность в базовых специализациях. Согласно действующим нормативам, по специальностям, востребованным, в частности, на кровельных заводах «Технофлекс», профессиональная подготовка является обязательной. На деле это означает, что без специального образования кандидат не может работать, а обучение по данным направлениям проводят только лицензированные центры.

Возник небольшой диссонанс. С одной стороны, государство вводит в нормативное поле рабочие специальности и предъявляет требования к уровню подготовки. С другой стороны, в стране фактически отсутствует возможность такую подготовку получить.

Перед нами встала непростая задача: нужно было закрывать производственные потребности и при этом соответствовать требованиям российского законодательства. Так появилась идея систематизировать обучение, сделать его более основательным и масштабным. По сути, мы взяли на себя роль государства в части подготовки по рабочим профессиям не только для ТЕХНОНИКОЛЬ, но и для отрасли в целом.

С этого момента началась большая работа. Изначально возникла идея пойти по известному пути и договориться с учебными учреждениями. Однако выяснилось, что в России нет организаций, готовых учить по нужным специальностям. Было решено на каждом заводе СБЕ «Битумные материалы и гранулы» создать учебные центры, разработать программы, обучить преподавательский состав и получить лицензии на профессиональную подготовку по рабочим профессиям.

На каждом предприятии из действующих сотрудников был сформирован преподавательский состав. Технологи, специалисты по охране труда, менеджеры по персоналу, начальники ОТК, начальники производств прошли масштабное обучение по TWI и составлению СОП, методам наставничества, методикам работы с группой (тренинг для тренеров). Таким образом мы создали глобальную систему внутреннего тренерства. Коллектив предприятий был вовлечен в процесс создания образовательных программ, на что ушло около девяти месяцев. Для этой цели весь производственный процесс пришлось разложить на множество операций, определить необходимые знания и навыки для их выполнения, что и легло в основу образовательных программ. Огромную роль в этом вопросе сыграла руководитель службы управления производственной технологией СБЕ «БМиГ» Сизихина Ольга Владимировна.

Следующий этап – организация учебных классов. Одним из условий получения образовательной лицензии является соответствие помещений нормам СанПин. Они регулируют микроклимат, освещение, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и пр. Все классы прошли строгую проверку со стороны Роспотребнадзора.

Масштабы работы действительно впечатляют. Мы действовали сразу в нескольких направлениях: создавали комфортные и безопасные условия для обучения, разрабатывали программы, готовили преподавательский штат. Итог этой работы – получение лицензии.

На сегодняшний день в учебных центрах можно обучиться одной из восьми специальностей:

Аппаратчик на пропиточных агрегатах;

Оператор узла посыпки и охлаждения;

Машинист расфасовочно-упаковочной машины;

Намотчик рулонов;

Оператор турбосместителя / оператор по приготовлению битумно-полимерной смеси;

Сливщик-разливщик;

Укладчик-упаковщик;

Оператор размоточно-склеивающего станка.

Обучение длится месяц и состоит из нескольких блоков: охрана труда, оборудование и технологические процессы, возможные причины неисправностей оборудования и способы их устранения, контроль качества, кодекс ТЕХНОНИКОЛЬ. Теория в учебных классах подкрепляется учебной и производственной практикой, которую проводят мастера производственных обучений непосредственно в цехах и в лабораториях заводов. Таким образом, оказавшись на производстве, слушатели демонстрируют высокий уровень теоретической и практической подготовки. В качестве перспективы на будущее для более глубокой подготовки студентов будут разработаны специальные VR-тренажеры. С их помощью практические навыки студенты смогут отработать в режиме виртуальной реальности.

Дополнительно мы сняли фильм, который рассказывает, как устроено производство, раскладывая процесс шаг за шагом: от приемки сырья до контроля качества готовой продукции и применения на объектах. За пять минут мы смогли показать нашу линию, оснащение лабораторий и показать атмосферу наших заводов.

Настоящей поддержкой для новых сотрудников является система наставничества. Она развивается вместе с Учебными центрами и служит опорой для тех, кто только начинает свой путь в профессии. Задача наставника – максимально мягко включить сотрудника в производственный процесс, раскрыть ему детали и нюансы, быть поддержкой в сложных ситуациях.

Пройти обучение может каждый, кто претендует на заводские вакансии по указанным специальностям: новые кандидаты и сотрудники компании, которые хотят расширить компетенции и перейти на другую должность. За время обучения студенты успевают освоить теорию, учебную и производственную практику. По окончании обучения всех ждет итоговая аттестация. И только те, кто сдаст экзамен, который включает в себя практическую квалификационную работу и теоретические вопросы, получат свидетельство о присвоении рабочей профессии. После трудоустройства новички проходит стажировку в течении 14 производственных смен под присмотром наставников и только после этого получают доступ к самостоятельной работе.

Обучение бесплатно для каждого. Кроме того, для студентов предусмотрена стипендия в размере одного регионального МРОТ. Как показывает практика, более 95 % обучившихся остаются работать в ТЕХНОНИКОЛЬ. За время существования проекта сертификаты об освоении рабочих специальностей в Учебных центрах направления «Битумные материалы и гранулы» уже получили 444 человека.

«В Учебный центр я попал, имея опыт работы на производстве, - рассказывает Иван Лавров, оператор турбосмесителя на «Заводе Технофлекс» в Юрге. – Я пришел на предприятие в 2017 году, работал на узле упаковки. В это время еще не было подобной программы, поэтому азы специализации осваивал вместе с наставником. Когда появилась возможность пройти лицензированное обучение и расширить свои компетенции, я сразу согласился. Развитие – это мой путь. Конечно, программа обучения более глубоко погружает в новую специальность: мы осваиваем теорию, отрабатываем практику, разбираем стандартные операции и много времени уделяем нестандартным ситуациям. И это очень важно, это помогает чувствовать себя уверенно в том числе и во время внештатных происшествий. Обучение стало своего рода базой для дальнейшего движения вперед. Как только я узнал о том, что идет набор в Школу аппаратчика, подал заявку».

Но самое важное – мы видим отличные результаты на производстве. За 12 месяцев 2021 года мы не зафиксировали ни одного случая травматизма сотрудников. И это настоящая победа.

«До запуска Учебного центра на заводе было сложно работать с новыми сотрудниками. Прием работников без специального образования, совершенно не знакомых с производством, оборудованием, нюансами выпуска продукции, требованиями к безопасной работе сулил колоссальные затраты. По факту мы имели трудоустроенного сотрудника, который не мог полноценно приступить к своим обязанностям, - отмечает Константин Корчуганов, начальник производства «Завода Технофлекс» в Юрге. Сейчас на работу выходит уже подготовленный сотрудник со всем багажом необходимых знаний. Мы получаем готовых специалистов как при приеме на работу, так и при переводе сотрудников на другую должность, что очень важно для производства в целом».

Цифры говорят сами за себя. Разработанная система предполагает не просто теоретическое освоение навыков по конкретной специальности, она подразумевает качественное введение в должность. А это влечет за собой сокращение простоев, уменьшение производственного брака и повышение производительности. Произошло сокращение количества технических простоев до установленных регламентом норм, на 12% снизилось количество мембран второго сорта, а уменьшение производства брака и вовсе составило 30%.

Фото Unsplash