Как поступить и учиться в Университетской гимназии МГУ
Один день может перевернуть жизнь. Это было 11 августа 2021 года. Этот день кардинально изменил все в моем привычном укладе жизни. В этот день я узнала, что поступила учиться в Гимназию МГУ в Москве. Однако это был конец истории про поступление, которая началась год назад, в марте 2021 года, когда был объявлен набор учащихся в гимназию. Приемная кампания в Университетскую гимназию МГУ для поступающих в 8 и 10 классы в этом году уже стартовала. Как поступить и как учиться в одном из самых престижных учебных заведений страны – читайте в рассказе юнкора газеты «Нижегородская правда» и гимназистки-восьмиклассницы Вероники Фильцовой. Сложный выбор между «Сириусом» и летней школой МГУ Еще в 2019 году, когда я училась в 5 классе, а моя старшая сестра побывала на летней школе в Университетской гимназии, я вдохновилась этим и решила тоже попробовать, когда закончу 7 класс (но потом я про это забыла). И вот в марте 2021 года я подала заявку на поступление в гимназию и участие в летней школе. Для этого нужно было написать мотивационное эссе, в котором рассказать, почему ты хочешь учиться в гимназии и для чего поступаешь сюда, и прикрепить грамоты за победы в олимпиадах. Следующий и наиболее важный шаг – прохождение первого тура экзаменов. Он проходил заочно с использованием системы прокторинга. В один день нужно было написать три экзамена: математика, русский язык и профильный предмет. Сейчас в гимназии есть три профиля для восьмых классов: гуманитарный, физико-математический и химико-биологический. По своему опыту могу сказать, что писать три экзамена в один день трудно, но нужно найти в себе силы и сделать все на максимум. После написания экзаменов наступил очень трудный момент ожидания результатов… Лично я не была уверена в себе на 100 процентов, так как у меня возникли трудности с заданиями по математике. Однако в первый день лета мне пришло письмо о том, что я приглашена на второй этап отбора – летнюю школу, которая пройдет очно в стенах Университетской гимназии! У меня была бессонная ночь и сложный выбор: через три дня я должна была улетать в образовательный центр «Сириус», но отказаться от участия в Летней школе я тоже не могла. Что выбрать?.. В итоге я остановилась на участии в Летней школе. До отъезда в гимназию у меня оставалось 10 дней. Каждый день я много времени уделяла подготовке к предстоящим экзаменам: читала книги по истории, обществознанию и художественные произведения. Неделя интенсивной учебы и экзаменов Когда я только подавала заявку, я ставила перед собой цель поучаствовать в летней школе, так как это огромный опыт общения и взаимодействия с самыми мотивированными ребятами из разных регионов России, это возможность получить новые знания и сделать большой шаг в своем развитии. Однако когда эта цель была достигнута, пора было ставить новую. И, как ни странно, этой целью оказалось успешное написание экзаменов и поступление на учебу в 8 класс гимназии. Летняя школа длилась с 14 по 22 июня. С первого дня у нас начались занятия по профильным предметам. Так как я поступала на гуманитарное направление, у меня были целый день уроки по обществознанию. А уже 16 июня мы написали первый очный экзамен – эссе по русскому языку про наше главное событие в 2021 году. Мне было трудно определиться, но я сделала выбор и написала про «Сириус», «Артек», «Большую перемену» и участие в предметных олимпиадах.Следующий экзамен – уже через два дня! До этого у нас прошли занятия по истории и литературе, где нам рассказали о том, что мы должны написать в творческой работе по профильным предметам, и помогли вспомнить все самое основное. Экзамен же заключался в том, что нам нужно было в одном эссе раскрыть обществоведческое понятие, историческую тему или личность и проанализировать литературное произведение. Мы все немного волновались, так как нам было трудно представить, как в одной работе можно объединить три разных науки. Конечно, на летней школе мы не только учились. Поступающие каждого направления были поделены на две группы – всего оказалось шесть команд. В течение всей недели своей командой мы готовили номер для выступления на закрытии летней школы, придумывали и создавали плакат, отражающий нашу команду, общались с учениками гимназии, которые рассказывали нам о ней, играли в лапту и посещали творческие мастерские. За это время мы многое смогли узнать о гимназии и познакомились с ребятами с других направлений. Одно из самых запоминающихся событий – это прогулка по Москве. Мы гуляли по Воробьевым горам и вокруг главного здания МГУ. Даже жара в тот день не смогла помешать нам насладиться прогулкой. Лето ожидания Летняя школа закончена, остается только ждать результатов. Сначала я не волновалась, так как понимала, что сделала все, что от меня зависело, на максимум. Но по мере приближения дня публикации баллов волнение усиливалось. …В тот июльский день я была в «Артеке» на финале конкурса «Большая перемена», как вдруг телефон начал буквально «разрываться» от количества сообщений. Это писали мои друзья по летней школе, забурлил наш чат. Я понимала: пришли первые баллы. Однако это еще мало что означало. Нужно было дождаться рейтинга, апелляций, окончательных списков, а до этого момента оставался еще целый месяц. Через некоторое время мне на почту пришло письмо о том, что я имею высокие шансы поступить в гимназию, потому что нахожусь в его верхней половине рейтинга абитуриентов! Конечно, это сообщение многое значит, но полной уверенности еще нет. Последние несколько дней я обновляла страницу личного кабинета на сайте гимназии каждый час, чтобы не пропустить самое важное. Наконец, тот самый день настал! 11 августа в личном кабинете появились окончательные результаты, а на почте – письмо с предложением подтвердить зачисление в Университетскую гимназию МГУ имени Ломоносова. В тот момент я испытала невероятные эмоции, одновременно меня настигли и радость, и волнение перед какой-то неизвестностью. Но сейчас я точно могу сказать, что тот день изменил мою жизнь. И вот 1 сентября 2021 года я встречала на Ломоносовском проспекте в Москве в статусе гимназистки! Чем же отличается учеба в обычной школе и в гимназии МГУ? Первое и самое очевидное. В обычной школе дети только учатся, а в Университетской гимназии еще и живут, занимаются спортом, творчеством и даже отмечают дни рождения. Тут на ум сразу приходит известное выражение: «Школа – это второй дом». И в нашем случае, пожалуй, с этим никак не поспоришь. Второе. Обычно в школах классы по 25–30 человек, у нас же в гимназии – по 15–16. На мой взгляд, это создает более дружескую и теплую атмосферу между ребятами. Третье. У нас в гимназии обязательно изучать два иностранных языка. Английский обязателен для всех, а второй язык можно выбрать по желанию: это может быть французский, испанский, китайский, итальянский или немецкий. Второй иностранный можно начать изучать как с нуля, так и продолжить его изучение, если он уже на хорошем уровне. Для этого формируются разные группы в зависимости от уровня. Если вдруг вы не изучали английский язык в школе или только недавно начали его изучение, то у гимназистов есть возможность взять специальный модуль, который рассчитан на быстрое прохождение школьной программы. Такие модули есть по разным предметам, чтобы гимназисты могли подтянуть те предметы, которые вызывают трудности.Четвертое. В гимназии, в отличие от многих других школ, мы не только осваиваем общеобразовательную программу, но и занимаемся дополнительным образованием. Например, можно заниматься в гончарной мастерской, изучать латинский язык или плавать в бассейне. Пятое. Спорт. Некоторые уроки физкультуры обязательно проходят в бассейне. Еще у нас есть свой каток. А по итогам изучения каждой спортивной игры у нас проходит спартакиада между классами. Мы соревнуемся с восьмыми и девятым классами по флорболу, футболу, волейболу, лапте и даже художественной гимнастике! Шестое. Одна из главных особенностей гимназии – проекты. Каждый гимназист в начале года выбирает себе проект, над которым вместе с командой и наставниками будет работать в течение двух лет. В ходе работы над своим проектом ребята разрабатывают сайты, готовят экскурсии для других гимназистов и даже представляют страну на международных конференциях. В гимназии существует много проектов. Например, «Зеленая школа» занимается разработкой сада на крыше гимназии, «Научный репортер» снимает репортажи и фильмы о жизни в гимназии. Мой проект посвящен коренному перелому в Великой Отечественной войне. Мы занимаемся изучением воспоминаний и дневников участников сражений, которые учились или преподавали в МГУ. Таким образом, мы стараемся понять, как война отразилась на университете, студентах и преподавателях. 23 февраля мы в рамках своего проекта разработали, организовали и провели экскурсию в Ржев для гимназистов и педагогов. Седьмое. Осенью мы учились дистанционно, хотя при этом жили в гимназии, в своих комнатах. Каждый день мы подключались к онлайн-урокам, бывало даже по пять человек с одного компьютера. Даже физкультура у нас проходила дистанционно с подключением видеоконференций. Мы учились жонглировать, лазить по канату без каната и многое другое. В дистанционном формате у нас проходили и модули. Самым необычным, на мой взгляд, было плавание.Восьмое. Конечно, как и в любой другой школе, у нас есть родительские собрания, но они обычно проходят онлайн, так как в гимназии учатся ребята из разных регионов России. Существует родительский клуб, собрания которого проходят раз в месяц в творческой обстановке. На этих собраниях родители предлагают свои идеи по улучшению жизни в гимназии для ребят и обсуждают различные вопросы вместе с детьми и руководством. Девятое. Несмотря на большую учебную нагрузку, у нас есть время и желание на развлечения. В этом году мы ходили на каток. Для этого нам выдавали в гимназии коньки, а в воскресенье мы собирались и небольшой группой шли кататься. Десятое. Каждый семестр мы сдаем сессии по профильным предметам и зачеты по модулям. Это могут быть как устные, так и письменные работы, например, в формате дополнительных вступительных испытаний в университет. Кажется, что это страшно и сложно, но на самом деле очень интересно получить такой опыт за несколько лет до поступления в вуз.Одиннадцатое. В осенние и весенние каникулы мы не отдыхаем – у нас проходит активная работа над проектами. В это время у нас могут проходить выездные занятия или даже поездки в другие города. Двенадцатое. Лето в гимназии проходит не менее интересно. В начале июня мы представляем наши проекты жюри. Рассказываем о том, что нам удалось сделать за первый год работы в этих проектах и каких результатов мы уже добились. Затем начинается летняя школа для поступающих, на которой желающие гимназисты могут быть волонтерами. Также летом организуются различные образовательные поездки, например, на озеро Байкал.Эпилог. Проучившись в Гимназии уже полгода, могу сказать, что это очень интересно. Я заметила, что за это время у меня изменились наиболее часто употребляемые слова и выражения, я стала по-другому оценивать реальность и смотреть на мир. Мои цели становятся более серьезными, но это не останавливает меня, а только помогает достигать их. Сейчас важно сказать о том, что нужно всегда в себя верить. Иногда этого не хватает больше всего и это останавливает нас перед сложностями. Наверное, иногда все-таки надо придерживаться выражения «Не попробуешь – не узнаешь», ведь никогда не знаешь, какой стороной повернется к тебе удача!Ранее корреспондент «Нижегородской правды» провел два дня в самой необычной школе страны – школе «Летово». Среди 600 подростков, которые сейчас учатся в «Летово», 16 ребят – из Нижегородской области. Рассказываем, как устроена школа-пансион для одаренных детей и чем заняты ученики необычной школы.