Нужен ли российским учителям уполномоченный для защиты их прав?

История с Хармсом и Введенским как новый повод поговорить про учителей и соцсети. В центре скандала оказалась бывший педагог-организатор петербургской гимназии, которую уволили, по ее словам, за чтение стихов. В Госдуме на этом фоне возникла идея учредить должность уполномоченного по правам учителей. К истории Серафимы Сапрыкиной привлечено внимание Минобра. По ее словам, ее вынудили уволиться, после того как она читала десятиклассникам на внеклассном мероприятии стихи Хармса и Введенского. У директора — другая версия: педагог «поступила не совсем корректно» — хотя в учебном плане стояло занятие, посвященное Битве под Москвой, Сапрыкина заменила тему. Стихи Сапрыкина любит, сама их пишет. У нее активная гражданская позиция: в интервью «Фонтанке» она сказала, что хотела бы работать в «Мемориале» (организации, признанной иноагентом, а затем ликвидированной). Под постом Сапрыкиной в Facebook — несколько тысяч комментариев. Поддерживают ее не все. Учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что тут кроется какой-то другой конфликт:

Нужен ли российским учителям уполномоченный для защиты их прав?
© BFM.RU

Всеволод Луховицкий член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Представить себе, что кто-то всерьез испугался чтения стихов Хармса, я не могу. На мой взгляд, есть гораздо больше аналогичных ситуаций, не ставших достоянием СМИ и интернета, к которым гораздо серьезнее были бы вопросы. Когда учителей увольняют за высказывания на уроках своего мнения, во внеурочное время. Та же самая недавняя известная ситуация с учительницей, которую кто-то из родителей обвинил в атеистической пропаганде».

Вспомним череду скандалов с российскими педагогами из-за публикаций в соцсетях. Например, видео с линейки в Хабаровске, где учительница, занятая по линии допобразования преподаванием танцев, исполнила танец живота. Ранее другая учительница, которая занималась моржеванием, выложила в соцсетях фото в купальнике. Дошло до флешмоба в ее поддержку. Учителям в целом стало сложнее работать: они постоянно словно под микроскопом учеников и родительских чатов. Продолжает историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров:

Александр Снегуров историк, заслуженный учитель России «Виртуальный мир и, так скажем, развитость всех этих соцсетей повышает ответственность педагога, ну и, конечно, повышает градус напряженности. Так что кто здесь хайпануть может? Иногда учитель на это настроен, иногда ученики хотят какой-то ролик создать. А то, что СМИ слишком обостряют порой вполне штатную ситуацию, — это несомненно».

Начальство боится любого внимания, которое учитель может привлечь к школе. В контрактах педагогов в частных международных учебных заведениях все это прописывается. Каждый сотрудник имеет право на соцсети. Но ровно до того момента, пока это не наносит прямого ущерба репутации школы. В российских школах пока все сложно, говорит репетитор по английскому и обществознанию, ранее работавший в школе, автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России» Григорий Николаев:

Григорий Николаев автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России» «Когда я вел дебаты в школе, мне запретили поднимать некоторые темы именно из соображения, что вот дети перескажут, потом начнется либо медиаскандал, либо родители с ума сойдут. Запрещены были темы для обсуждения более или менее понятные: аборты, религия и феминизм. Мне никогда в голову не приходило выкладывать фотографии какие-то провокативные, но я понимаю, если придется, то дети мгновенно найдут. Я пока вижу только минусы, а плюсы будут только в будущем, что, дескать, люди будут лучше друг друга понимать, поймут, что учителя тоже люди».

Учитель школы Выборгского района Петербурга Кирилл Загустин видит в информационной открытости преимущественно плюсы:

Кирилл Загустин учитель школы Выборгского района Петербурга «Резонансные случаи были, скажем так, всегда, просто из-за менее простого доступа к информации и ее распространению общественность об этих случаях не знала. За фотографии в купальниках, конечно, не увольняли, и это определенный минус, да, что появился новый пункт возникновения конфликта. Но в общем и целом открытость образования в информационном поле позволила в первую очередь учителям реализовываться творчески самостоятельно. Сколько у нас появилось онлайн-школ, авторских курсов».

Опрошенные Business FM учителя не верят, что появление уполномоченного по правам педагогов как-то изменит ситуацию.