Войти в почту

Театральная педагогика как шаг к успеху

Российская педагогическая школа, а также традиции отечественных детских театров внесли огромный вклад в становление специализации театрального педагога. Но сегодня, несмотря на огромную популярность методик, сложившихся именно в театральной педагогике, обо всей актуальности этой профессии знают, пожалуй, немногие. Для того, чтобы нужные и важные сегодня принципы театральной педагогики входили в арсенал и школьных учителей, и педагогов досуговых курсов, и специалистов по повышению квалификации, Министерство культуры задумало новый проект: "Встреча с театром. Профессиональные мастерские – школьным театральным коллективам". Для его осуществления привлекли Ассоциацию музыкальных театров России, которая, при поддержке Российского фонда культуры, объединила в качестве слушателей педагогов и работников театров из самых разных городов России, а в качестве лекторов пригласила наиболее авторитетных столичных специалистов в области образовательных практик. Сначала в течение месяца о специальности "театрального педагога" или близкого ему по направленности"тренера-технолога образовательных практик" в разных регионах страны рассказывали на практикумах и мастер-классах специалисты педагогического отдела центра им. Вс. Мейерхольда и НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Эти региональные семинары позволили театральным педагогам и учителям гуманитарных, междисциплинарных предметов прикоснуться к различным методикам по развитию личностных качеств, основанным на анализе произведений искусства разных жанров. Более интенсивным погружением в освоение таких методик стала завершающая серия тренингов и мастер-классов, прошедшая в двух крупнейших московских детских театрах: Детском музыкальном театре имени Наталии Сац и РАМТе. Оба эти театра явились основоположниками театральной педагогики в нашей стране. Символично, что именно они стали местом завершения проекта "Встреча с театром". Именно в их стенах происходит первая встреча с театром у множества детей и подростков. А главная задача театров – приобщение зрителей самых разных возрастов к восприятию и пониманию явлений культуры – абсолютно совпадает с целью театральной педагогики. Понимание искусства важно людям самых разных возрастов, но чем раньше в ребёнке будет раскрыто умение воспринимать и осознавать художественное значение культурных событий, тем ярче и богаче будет его интеллектуальный и эмоциональный потенциал во взрослой жизни. Мастер-класс Аллы Лисициной. О том, как важна эмоциональная открытость и умение осознать свои эмоции и впечатления, говорилось на мастер-классе руководителя педагогического отдела Центра имени Мейерхольда, театрального педагога и психолога Татьяны Климовой "Введение в театральную педагогику: опыт событийности". Для эффективности работы любого педагога важно качество общения с учениками и истинная увлечённость своим предметом. Но для театрального педагога, говорящего с нигилистами-подростками о таких возвышенных и тонких материях, как произведения искусства, это качество контакта с аудиторией многократно важнее. Поэтому так значимы не только компетентность, но и каждый жест, даже тон голоса. Ведь театральному педагогу надо настроить слушателей на диалог, через обсуждение впечатлений прийти к постижению смыслов спектакля, романа или картины. Художественный объект для изучения может быть выбран из разных видов искусства, но для его постижения всегда необходимо пройти путь, который начинается с внутренней настройки человека на восприятие художественного произведения. А педагог должен следовать правилу "трёх З": заразить, замотивировать, заинтересовать. И тогда дети непременно удивят откровениями. Собственно, люди и приходят в театры для того, чтобы пройти по такому пути постижения себя, своих устремлений через соприкосновение с искусством. Арсенал театрального педагога включает огромное количество игровых методик. Это, например, развивающие навыки коммуникативности, внимания и памяти игры для младших школьников, о которых увлекательно рассказала режиссер-педагог, автор клубных программ РАМТа Алла Лисицина в своём мастер-классе "Театральные игры в помощь школьному учителю". Содержащие более сложные сценарии тренинги для молодёжи и взрослых представила на практикуме "Педагог: человек играющий" руководитель пресс-службы Московского театра Олега Табакова, театровед Ольга Андрейкина. Сногсшибательные тренинги, в которых слушателями выступили все участники конференции, представила режиссер-педагог, старший преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства МГИК Юлия Рыбакова. На встречах с ней солидные педагоги со всей России самозабвенно стучали в бубны, там-тамы и барабаны, выдували немыслимые шумы и свисты из трещоток, дуделок и флейт Пана, а всё потому, что на этих тренингах ставились увлекательнейшие задачи. Например, звуками фольклорных инструментов нарисовать картину грозы, или моря, или горный пейзаж. И, оказывается, стоит закрыть глаза, прислушаться к ощущениям от возникающих в нашем мозгу образов, как в памяти всплывают их звуки, и вот уже оказывается возможным изобразить звуками самые разные явления. А мастер-класс "Создаем инсценировку в сотворчестве с детьми" ведущего научного сотрудника Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, театроведа Александры Никитиной, ясно и доступно демонстрировал особенности такой сложной и специфической профессии, как драматург. После прочтения небольшого литературного отрывка участникам этого мастер-класса следовало самим создать миниатюрную пьесу по мотивам прочитанного. Ведущая мастер-класса Александра Никитина (в центре). Конференция позволила столь глубоко погрузиться в специфику методов приобщения детей к театру и драматургии, что все, кого ни спроси, говорили о важности и ценности услышанного, о необходимости проводить подобные форумы театральных педагогов регулярно. Родителям, совершенно очевидно, следует приводить своего ребёнка на занятия к театральным педагогам. Причём, даже если у чада вовсе нет интереса к театру и к искусству вообще, на театральных тренингах этот интерес обязательно появится. Такие занятия с театральными педагогами сегодня есть в большинстве академических детских театров. После этих встреч каждый ребёнок разберётся не только в том, что такое театр, но и в самом себе, познает суть не только классического театрального наследия, но и хрестоматийной литературы и, что особенно важно, сквозь призму переживаний героев вымышленных сможет осознать и понять дилеммы, встающие перед подростками в переходном возрасте.

Театральная педагогика как шаг к успеху
© Ревизор.ru