Московские школьники собрали урожай золота. Как победить в международной битве знаний?

Московские школьники в этом году завоевали рекордное для себя число медалей международных олимпиад в истории. Они стали лучшими в мире, обойдя таких признанных грандов как Сингапур и Шанхай. Что же кроется за таких успехом?

Московские школьники собрали урожай золота. Как победить в международной битве знаний?
© Мослента

Москва — одна из колыбелей олимпиадного движения в России и даже в мире.

Именно здесь появлялись первые математические школы, в которых зарождались традиции участия ученых в работе со школьниками. С тех пор олимпиады постоянно развивались. В частности, взятый за основу с 2011 года принцип «каждый ребенок талантлив» сделал акцент на развитие каждой школы. Такой подход дает возможность каждому школьнику достичь успеха.

Сегодня в России школьные олимпиады превратились в необычайно многогранное явление, и при этом состязательная составляющая занимает в них важное, но не первое место. По всей стране проводят сотни олимпиад по самым разным областям знаний: от классических наук до новейших межпредметных специальностей, таких как экономика, робототехника, биомедицина, дизайн, менеджмент, предпринимательство.

«Обойдемся без родителей! Снимай штаны!» История учителя, пришедшего в школу 50 лет назад

Для школьников олимпиады, в первую очередь, это возможность расширить кругозор, определить главные интересы, выявить и развить свои таланты, сделать жизненный выбор. Конечно, школьные олимпиады, как любые соревнования, предполагают соперничество, но для участников куда больше имеет значение увлеченность общим делом. Многие находят себе друзей, продолжают общаться уже как единомышленники, вместе занимаются, поддерживая и обогащая друг друга. Иногда участие в олимпиаде в корне переворачивает интересы ребенка.

Учителям олимпиады помогают мотивировать учеников к более серьезным занятиям, к углубленному изучению предметов. К тому же подготовка и участие в соревнованиях воспитывают в детях трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать сложности. Все вместе это приносит безусловную пользу как самим детям и их семьям, так и обществу в целом.

Немаловажно, что олимпиады нередко обогащают и содержание школьных курсов, — подчеркивает Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства (ЦПМ). — Например, из олимпиад по химии, физике, биологии, окружающему миру вырос онлайн-курс по окружающему миру, подготовленный ЦПМ для «Московской электронной школы». И сейчас по нему занимаются сотни тысяч российских школьников, он пользуется большой популярностью и помогает ребятам достигать больших успехов

Олимпиада для всех

Школьные олимпиады в России организованы на разных уровнях, начиная с состязаний для учеников младших классов. Проводят соревнования на уровне школы, муниципального образования (округов, районов, городов) и регионов. Все эти этапы служат отборочными турами для главного соревнования страны — Всероссийской олимпиады школьников. Она проводится каждый год по 24 предметам, собирая более шести миллионов участников.

В 2020/21 учебном году команда Москвы на Всероссийской олимпиаде завоевала 1346 дипломов победителей и призеров. Наград удостоились ученики из 244 школ столицы. Участниками финала стали более 2,4 тысячи московских школьников. Больше всего дипломов победителей и призеров завоевали участники по экономике, математике, физике, русскому языку и информатике. В 2021/22 учебном году в школьном этапе приняли участие более 515 тысяч человек. Дипломы победителей и призеров завоевали почти 300 тысяч ребят.

Такие успехи москвичей вполне закономерны. В столице выстроена система всесторонней поддержки школьников, которые принимают участие в олимпиадах — организационной, методологической, психологической — психологический комфорт имеет очень большое значение для ребенка. Именно принцип «Каждый ребенок талантлив» принес такие эффективные результаты, считает Иван Ященко. Важно, что состязания служат не ситом для одаренных детей, а, наоборот, питательной средой для пробуждения интереса к научным знаниям и развития творческого мышления у детей.

Успешное выступление на Всероссийской олимпиаде дает школьнику шанс войти в сборную России для участия в международных соревнованиях.

В начальной школе олимпиады проводят не с целью выявить самых лучших, здесь особенно важен классический олимпийский принцип: главное — не победа, а участие. Ребята соревнуются с задачей, а не друг с другом. Не случайно Всероссийская олимпиада школьников начинается только с четвертого класса. И то, в четвертом классе проводят всего один этап соревнований — на уровне школ, более высоких этапов нет.

Дипломы олимпиад высокого уровня дают право победителям и призерам воспользоваться рядом преимуществ и льгот при поступлении в вузы. У вуза свои приоритеты, поэтому каждое учебное заведение учитывает победы по своему перечню соревнований и виду дипломов. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут поступить без экзаменов в любой российский вуз на направления, соответствующие профилю олимпиады.

Москва не только уделяет большое внимание развитию талантов, но и поощряет ребят, достигших успехов. Так, по решению мэра Москвы, за победу во Всероссийской олимпиаде выплачивается 500 тысяч рублей, за призовое место — 300 тысяч рублей. Московские школьники, обладатели медалей международных олимпиад, кроме федеральных грантов также получают денежные премии от города. Грант мэра Москвы за победу на международных состязаниях составляет 1,5 миллиона рублей, один миллион рублей за серебряную медаль и 500 тысяч рублей — за бронзовую.

Такие разные олимпиады

Перечень дисциплин для олимпиад чрезвычайно разнообразен и постоянно расширяется. Например, с недавних пор в России начали проводить Всероссийскую олимпиаду по итальянскому, испанскому и китайскому языкам. Набирают популярность состязания по востребованным в обществе областям знаний — психологии, генетике, экономике, финансовой грамотности, робототехнике. Так что любой школьник может выбрать олимпиаду по своим интересам.

Важную роль в успехах московских школьников играют массовые олимпиады – они позволяют заинтересовать их чем-то новым. Например, в столице популярна олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», в рамках которой участники посещают экскурсии и выполняют задания на основе увиденного.

Я бы отметил «Турнир имени М. В. Ломоносова», олимпиаду «Готов к жизни в умном городе», — рассказывает Иван Ященко. — Такие общедоступные соревнования не приносят льгот для поступления в вузы или призов, но они предоставляют детям увлекательную возможность проверить свои силы, служат источником заинтересованности в развитии своих знаний и способностей.

На пути к олимпийским вершинам

У московских ребят есть все возможности, чтобы дойти до олимпиад самого высокого уровня. В столичных школах работают предпрофессиональные классы: инженерные, ИТ, медицинские и другие. В них дети могут глубже изучать различные предметы, а затем сделать осознанный выбор будущей специальности. Также действует проект «Математическая вертикаль», нацеленный на предпрофильную подготовку школьников 7-9 классов по математике и смежным областям. Помощником в подготовке к соревнованиям может стать и «Московская электронная школа». В Библиотеке МЭШ собраны полезные материалы по всем предметам.

Однако знакомство с олимпиадами чаще всего начинается с участия во Всероссийской олимпиаде, а именно с массового школьного этапа. В последние годы он стал более доступным из-за применения компьютерных технологий. Начинать участвовать надо именно с таких массовых олимпиад, считает Иван Ященко.

Экспресс-тестирование школьников на COVID-19. Почему это важно и нужно?

При подготовке следует прежде всего посмотреть задания прошлых лет, особенно, если ребенок впервые участвует в таком соревновании, советует Иван Ященко. Часто школьники воспринимают олимпиаду как обычную контрольную, однако здесь совершенно другие принципы и акценты, задания основаны на творческом подходе, а не на демонстрации закрепленных школьной программой знаний. Олимпиада — это вызов творческим способностям школьника, возможность выйти за рамки шаблонного мышления.

Решение задач прошлых лет помогает тренировать такие навыки, учит планировать свое время и изучать дополнительные материалы.

На олимпиаде побеждают школьники, которые увлеченно изучают материалы и решают задачи, дополняющие школьный курс, занимаются в профильных кружках, посещают тематические семинары. Один только интернет открывает для этого широкие возможности. В том числе на сайте московского Центра педагогического мастерства школьники могут найти развивающие материалы для дополнительного образования. Кроме того, центр проводит семинары по разным предметам.

А для ребят, которые уже добились определенных результатов, проходят сборы для более интенсивного погружения в тему.

Иногда участие в соревнованиях в корне переворачивает интересы ребенка.

В олимпиадах принимают участие миллионы школьников, в Москве это примерно треть всех ребят. И каждый из них достигает успеха, даже если не продвинулся дальше первого уровня. Потому что проверить себя — это уже очень важно. Просто окунуться в атмосферу олимпиад, осознать свои увлечения и способности — само по себе достижение.

Олимпиады высоких достижений

Если ребенок решил всерьез добиваться побед на школьных олимпиадах, то для достижения успеха на соревнованиях высокого уровня, начиная с регионального, городского, ему понадобятся не только знания и творческие способности, нужен еще и спортивный характер, способность проявить себя в условиях высокой конкуренции.

«Не случайно Центр педагогического мастерства порой называют центром олимпийской подготовки, школьники, которые входят в сборные Москвы, представляют Россию на международных олимпиадах, готовятся как настоящие спортсмены», - рассказывает Иван Ященко.

По его словам, как и в спорте, чемпионы, победители Всероссийской и международных олимпиад служат примером тысячам других школьников, зовут их за собой. Но, если кто-то не дошел до самого верха, это не значит, что он — неудачник, ведь до международного уровня доходят единицы.

Умение ответить на вызов, развивать свои способности, чтобы добиваться успеха — это, конечно, очень полезные качества. Но все же это не всем дано.

Не надо думать, что без побед на школьных олимпиадах будет закрыт путь в науку. Наоборот, огромное количество ребят, попробовав себя в качестве участника, начинают серьезно заниматься предметом, и это главное. Даже если не удалось победить на олимпиаде, подготовка к ней поможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз. Конечно, победы на соревнованиях высокого уровня помогают в дальнейшей учебе и научной карьере, но среди выдающихся ученых немало и тех, кто никогда не побеждал в олимпиадах.

Но первый шаг к победе может и должен сделать каждый школьник. И каждого будет ждать свой успех — по меркам отпущенных ему способностей, трудолюбия и целеустремленности.

Большое внимание ведет к большим успехам

Сезон Международных олимпиад включает восемь соревнований — по математике, физике, химии, астрономии и астрофизике, информатике, биологии, географии и по естественным наукам. Российская сборная завоевала награды в каждой из них. В этом году все состязания состоялись онлайн в распределенном формате: команды соревновались, не выезжая из своих стран. Российские участники выполняли задания на базе вузов, школ и образовательного центра «Сириус».

Так, в этом году на счету участников международных олимпиад из Москвы 24 медали, из них 19 - золотых. Награды сборной принесли ученики 15 школ. Эти цифры стали рекордными за всю историю выступлений, и Москва получила больше всего золотых медалей среди всех городов мира, обошла таких мировых лидеров в области школьного образования, как Сингапур и Шанхай. Тимофей Федосеев и Егор Лифарь завоевали золотые медали Международной олимпиады по информатике, организованной Сингапуром, в которой приняли участие школьники из 88 стран мира.

Айдар Ибрагимов и Данил Сибгатуллин получили золотые, а Андрей Шевцов — серебряную медали Международной математической олимпиады, организованной Россией, которая собрала участников более чем из 100 стран мира.

Давид Жеглов завоевал золотую, а Иван Прохоров и Евгений Яйлоян — серебряные медали Международной биологической олимпиады, организованной Португалией и объединившей школьников из 76 стран мира.

«Бог выбирает город для человека». Как выпускник мехмата МГУ стал монахом и возглавил монастырь?

Николай Кононенко, Артемий Новиков и Данила Самоделкин завоевали золотые медали Международной физической олимпиады, организатором которой выступила Литва и где состязались команды из 76 стран мира.

Андрей Тырин, Георгий Жомин и Тимофей Чаркин взяли золото Международной химической олимпиады, организованной Японией для участников из 79 стран.

На Международной географической олимпиаде за победу боролись школьники из 46 стран мира. Абсолютным победителем стал Рустам Бигильдин, награду высшего достоинства также получил Никита Панфилов, и серебряная медаль у Ольги Овчинниковой.

На Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, организатором стала Колумбия. Участие приняли команды из 48 стран мира. Илья Просяной, Елисей Жданов и Данила Шкиндеров завоевали золото, Андрей Ажакин — серебро.

Закрывала сезон международных соревнований естественно-научная олимпиада юниоров. Она проходила с 12 по 21 декабря. Страной-организатором выступали Объединенные Арабские Эмираты, а за победу боролись команды более чем из 50 государств. Состязание включало тестовый, теоретический и экспериментальный туры. Для выполнения заданий участникам нужны знания трех предметов: химии, физики и биологии. Москвичи Вячеслав Бобков, Иван Мякутин и Григорий Зутлер принесли в копилку сборной золотые медали.