Образование – лучшее вложение денег: как устроены частные школы в Армении?
Качественное образование ребенка – лучшая инвестиция, так считает большинство родителей в Армении, которые готовы урезать свои расходы, лишь бы дать ребенку возможность в совершенстве овладеть иностранными языками, получить углубленные знания, а самое главное – шанс поступать в престижные вузы Европы и США.
На самом деле призыв вкладывать средства в человеческий капитал основан на экономических соображениях. Специалисты провели исследования и установили: 50% ВВП в России производят люди с высшим образованием. А по оценкам эффективности обучения в компании «Моторола», каждый доллар, вложенный в образование, приносит ей 33 доллара прибыли. И все же среди всех стран особняком стоит сингапурский опыт – в этой азиатской стране впервые был применен системный подход к управлению человеческим капиталом. В своем бестселлере «Сингапурская история: из «третьего мира» – в «первый» Ли Куан Ю признается: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять очевидную вещь: талантливые люди являются наиболее ценным достоянием страны».
Кузница талантов
Лицей имени Ананиа Ширакаци отпраздновал свой 30-летний юбилей. Поначалу это было учебное заведение, где выявляли и обучали одаренных детей. В качестве учителей принимаются только новаторы, которые владеют современным методиками. С 2008 года учебное заведение является членом Ассоциации школ международного бакалавриата стран СНГ, а также признано полноправным членом Всемирной ассоциации международных школ «Раунд Сквер». Школы, включенные в эту ассоциацию, формируют у воспитанников высокие гуманистические, гражданские и духовные ценности.
Атмосфера частной школы изначально отличается от государственной. Для того, чтобы поступить в частную школу, ребенок должен сдать экзамены, преподаватели фиксируют, какой у него уровень образования, сильные и слабые стороны, после чего планомерно добиваются от ребенка раскрытия своих талантов и достижения высот в любимой сфере.
Наличие уникальных специалистов, современное оборудование и способность быстро реагировать на любые изменения в образовательных процессах – главное преимущество. При переезде родителей из одной страны в другую ученики частных школ не только не отстают от сверстников, но иногда и опережают их.
«Самый интересный опыт был, когда в 11-ом году мы поехали в Канаду, старший пошел в 12-ый, а младший – в 9-ый. Они были на год впереди всей школы. Старшему сказали, тебе в 12-ом классе делать нечего и он на год раньше поступил в университет», – рассказывает дипломат, отец воспитанника лицея Армен Еганян.
В старшей школе ученики проходят точные и естественные науки на английском языке. Это дает возможность читать профильную литературу в оригинале. Преподаватели на занятиях в интересной и доступной форме знакомят ребят с окружающим миром и придумывают увлекательные эксперименты для вовлечения в учебный процесс. Например, на уроке по биологии ученики при помощи хомячков выясняют, какой цвет для животных более комфортный. Соорудили лабиринт и подсвечивают путь хомячку при помощи разных цветов на мобильном телефоне. Такой же лабиринт построили и для кроликов.
«Биология без таких экспериментов будет скучной наукой, мы каждый год делаем различные опыты. У нас были рыбки, крысы, черепахи», – говорит преподаватель биологии Мариам Оганян.
В обязательной программе старшеклассников – танцы, пение, живопись, фото- и видеосъемка и, конечно, спорт. Но методисты решили пойти еще дальше и организовали своеобразный микс – совместили уроки тенниса с фотоискусством.
«Это нужно для того, чтобы дети видели связь между предметами, это способствует аналитическому мышлению. Вот, например, сейчас они учатся фотографировать людей в движении, все особенности им объясняет фотограф, такая профессиональная съемка приводит к формированию художественного вкуса», – объясняет заместитель директора по учебно-методическим вопросам Анна Степанян.
Родители воспитанников лицея могут спокойно отдаваться своей работе. Детей утром встречают у школы и вечером провожают обратно. Работает слаженная система развоза детей на маршрутках.
В столовой ученики могут вкусно поесть, причем на кухне работает профессиональный диетолог, который подбирает здоровую еду для школьников. В удобных помещениях ученики делают домашние задания при помощи преподавателей, и только потом едут домой.
Обучение в лицее стоит три тысячи долларов в год. При этом берут только тех, кто успешно сдал вступительный экзамен. Лицей авторизовался в системе Международного бакалавриата, а значит, перед выпускниками открыты все двери элитных образовательных учреждений. Чтобы не оставить за бортом способных детей, родители которых не в состоянии платить за обучение, руководство лицея решило ежегодно выделять средства из бюджета на стипендии одаренным детям.
«По их заявлению мы рассматриваем их финансовое положение. Есть семьи, которые вообще ничего не платят, но для этого мы анализируем наш бюджет, чтобы понять, сколько мы можем оттуда взять. И сейчас это 7 процентов, которые идут из бюджета ученикам на стипендии», – рассказывает директор Армянского национального лицея «Ананиа Ширакаци» Ашот Алиханян.
Выпускники лицея «Анания Ширакаци» – известные в стране бизнесмены, ученые, министры и депутаты, люди искусства. Выпускники лицея учатся в Гарварде, Оксфорде, Кембридже, МГУ.
Эстафета добра. Школа «Айб»
Школа «Айб» (первая буква армянского алфавита) была открыта в Ереване в 2011 году. Ее основатели – армяне диаспоры, которые стали известными во всем мире предпринимателями, учеными, музыкантами и художниками. Свои достижения и успехи они считают результатом хорошего образования. А потому считают: получил хорошее образование и достиг высот карьерного роста? Настало время вернуть долг таким же талантливым детям, родители которых не имеют возможности дать им образование мирового уровня. Образовательная система школы построена на самых эффективных программах со всего мира и имеет свое оригинальное название – Араратский бакалавриат, который признан международными экспертами.
Поначалу меценаты помогали получить образование только ученикам старших школ, которые без труда поступали в престижные вузы мира. Позже открылась начальная и средняя школа. Здесь уже родителям приходится платить, и немало – около 6 тысяч долларов в год. Средства идут на осуществление самых смелых идей школьников. Делается все для того, чтобы раскрыть таланты учащихся.
«В образовании нет верхней планки. А сколько денег нужно на образование? Чем больше, тем лучше. Проекты, амбиции, идеи детей – они безграничны, и на реализацию всех идей реально нужны ресурсы. Чем школа привлекательнее, чем ее качество лучше, тем привлекательнее она для спонсоров. Они хотят участвовать в свершении, видеть плоды своих инвестиций», – говорит исполнительный директор частной школы «Айб» Давид Саакян.
Ученики школы «Айб» создали свою рок-группу, играют в театральной студии, профессионально занимаются спортом. Старшеклассники, увлеченные робототехникой, осуществляют в школе свои самые смелые идеи. 90% выпускников этого кружка по робототехнике становятся инженерами в области высоких технологий. Школа не жалеет средств на воплощение идей. Сотрудничает с американской компанией National Instruments, которая предоставляет необходимые детали.
«Мы разработали устройство «Сар тар», что в переводе означает «возьми в горы». Оно для альпинистов, для тех, кто покоряет горы. Вот эти антенны помогают связаться с GPS спутниками и определить место потерявшейся группы с точностью до 20 см. Данные передаются спасателям, которые спешат на помощь», – рассказывает ученица 12 класса Татев Маргарян.
На уроках химии в частной школе ребята не только изучают предмет, но и решают с его помощью вопросы экологии. Оснащение лабораторий позволяет делать открытия. Вместе с преподавателями старшеклассники осуществили проект по замещению полиэтиленовых пакетов на биопластик. С 2022 года Армения постепенно откажется от пластиковых пакетов и перейдет на натуральные.
«Вот этот биопластиковый пакет мы сделали из картофельного крахмала и натуральных веществ. Если период распада полиэтилена – от пятисот до тысячи лет, то наш биопластик распадается в почве за две недели и превращается в удобрение. Мы уже запатентовали наш продукт», – говорит выпускник частной школы Сергей Бадалян.
В обычных школах таких обычно дразнят «ботаниками». 17-летняя Мери Гулян о тех временах вспоминает с улыбкой. Для нее переход в частную школу поделил жизнь на до и после. Девушка готовится к поступлению в университет в Германии на факультет биологии.
«Здесь поменялось все – и я сама, и атмосфера. Если раньше меня одноклассники часто задирали за высокие оценки, то здесь этим никого не удивишь, вокруг все такие. Нужно хорошенько постараться, чтобы выделиться. Меня называли «ботаником», потому что цель была – получить оценку. А в этой школе нет оценок», – делится ученица 12 класса Мери Гулян.
Методика преподавания в школе «Айб» известна далеко за пределами Армении. Чтобы изучить ее, в Ереван приехали директора школ из Московской области. Москвичам интересен опыт частной школы, где все ученики – на индивидуальном учебном плане. Каждый школьник представляет свой проект – один или в группе с одноклассниками. Но больше всего им понравилась система оценивания, вернее, ее отсутствие.
«В любом случае оценка – приговор, будь то двойка или пятерка. У нас много внимания уделяется объективному оцениванию. Это то, что мешает учиться. Эта история нам очень нравится, мы смотрим, как она здесь развивается и как ее можно транслировать учителям Московской области», – говорит первый заместитель министра образования Московской области Елена Михайлова.
В Армении – 58 лицензированных частных школ. Несмотря на популярность, открыть их не так нелегко. В законе «О лицензировании» четко прописано – детей нужно обеспечить лучшими условиями, на каждого ребенка должно приходиться примерно три квадратных метра учебного пространства. Наличие лабораторной базы, спортивного зала и столовой – обязательно условие. При этом сильно завысить плату частники не могут, иначе не выдержат конкуренции.
«Оплата за учебу в частных школах Армении сильно разнится. Никто из них не получает помощи от государства, так что приходится рассчитывать на свои силы. Особой конкуренции среди них мы не чувствуем. О том, хорошая школа или нет, говорит количество учеников. Где-то учится полсотни детей, а в других школах – больше тысячи», – отмечает начальник Агентства по лицензированию Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении Ашот Аршакян.
Количество учеников в частных школах Армении ежегодно увеличивается. Но угрозы муниципальным школам эксперты не видят. Скорее, частные школы могут стать экспериментальной площадкой, где будут обкатывать инновационные методики. В последующем их могут перенять и общеобразовательные школы.