Войти в почту

Как взрослому выучить английский: 8 вопросов преподавателю из Калининграда

Есть ли у взрослого шанс выучить английский язык и что для этого нужно? На вопросы «Клопс» ответила Екатерина Буглак, преподававшая в Китае и Польше и занимающаяся онлайн с учениками со всего мира.

Как взрослому выучить английский: 8 вопросов преподавателю из Калининграда
© Клопс.Ru

1. Можно ли выучить язык самому и как это сделать наиболее эффективно?

И да, и нет. В одиночку вы можете уделять внимание трём скиллам: аудирование, чтение, письмо. Но самостоятельно невозможно заниматься разговорной практикой, для этого нужен партнёр.

Для изучения языка необходим фидбек — правильно ли вы всё делаете или нет. Если вы его не получаете, то у вас появляются «закаменевшие» ошибки, от которых потом сложно отучиться.

Чтобы получать разговорную практику, можно найти человека, который также изучает язык сам. Вы можете договориться и заниматься вместе. Ещё можно искать сайты для языкового обмена или разговорные клубы.

Я бы посоветовала как можно больше окружать себя языком, который вы хотите изучать: выбирать знакомое кино, находить YouTube-каналы или TikTok-профили. Смотрите то, что вам интересно, соцсеть со временем подстроится под вас и будет выдавать нужное. Подпишитесь на профили англоязычных блогеров , читайте адаптированные книги.

Я бы дала совет: поставить чёткую цель. Я не сторонник выделять по пять минут в день на язык. Что можно сделать за это время? Лучше хотя бы по 45 минут три раза в неделю. Со временем может показаться, что прогресса нет, но надо сравнивать себя с собой предыдущим и помнить, что всё обязательно получится.

2. А есть возрастные ограничения? Можно ли начать в 50 или это удел школьников?

Я бы не сказала, что есть однозначные возрастные ограничения. Всё зависит от цели. Если мы говорим про людей 50+, надо понимать, что в таком возрасте мыслительные процессы замедляются, человеку сложнее обучаться чему-то новому. Вдобавок у взрослых людей может быть негативный опыт изучения языка, поэтому сложнее перестроиться. Если человеку надо освоить язык для переезда или другой конкретной цели, от него будет требоваться чуть большая открытость, доверие к новым подходам и готовность их принять. Люди старшего поколения привыкли изучать английский через стандартные грамматические упражнения.

3. Как выбирать преподавателя и понять, что выбранный — хороший?

Есть стереотип, что носитель научит лучше. Это заблуждение. Именно русскоязычный преподаватель сильнее в методике. Заниматься с носителями классно, если у вас уже есть какой-то минимум и вы хотите прокачать разговорную практику или узнать особенности акцента.

Если вы хотите поставить базу, изучать язык системно, опираться на сильную методику, то всё же я бы советовала русскоязычного преподавателя. Можно посмотреть, какие учебники он использует — это должны быть современные издания от Cambridge, Longman, National Geographic. Преподаватель должен много времени уделять разговорной речи. Он должен создавать дружелюбную атмосферу на уроке. Он не должен вас перебивать и исправлять. Хорошо, если он делает это один-два раза в течение занятия — например, в конце, чтобы дать вам обратную связь.

Очень классно, если преподаватель развивается, покупает курсы по методике, сам участвует в разговорных клубах. И видно, что ему не всё равно на его работу. Если вы на уроках делаете какие-то переводные упражнения, почти не разговариваете, если преподаватель большую часть урока говорит на русском, если вы чувствуете себя постоянно виноватым или глупым, то что-то не так.

Сейчас много платформ, где можно найти преподавателя. Я знаю, что многие ищут на «Авито», «Профи.ру» или в сообществах в соцсетях. Я бы советовала искать через Instagram, скорее всего там будет видео: вы посмотрите на его уровень, произношение, какой он человек.

Хороший преподаватель готов подстраиваться под нужды ученика. Если вы говорите, что хотели бы сосредоточиться на каких-то темах и навыках, на уроках появится именно это.

4. Сколько стоит урок языка и от чего это зависит?

Вопрос щепетильный. Если мы говорим про регионы, не про Москву и Петербург, зарплаты людей оставляют желать лучшего, поэтому люди ищут уроки поэкономичнее. То есть по 500-800 рублей. Если преподаватель ставит такие расценки, то он скорее всего завален работой, ему некогда расти. Это исключение, если вы за такую стоимость найдёте классные уроки.

Дальше ценник идёт вверх. Преподаватели очень много вкладывают в своё развитие. Серьёзный месячный кембриджский курс мне обошёлся в 100 тысяч рублей. Плюс в этот месяц я не могла работать, то есть теряла в доходе. Если специалист заинтересован в своём развитии, то его уроки будут дороже, но и предложит он больше.

5. В чём плюсы и минусы обучения онлайн?

Преподаватели и раньше предлагали свои услуги онлайн, но до пандемии люди относились недоверчиво. Потом выбора не стало. В большинстве своём преподаватели фокусируются на том, чтобы онлайн-занятия становились даже более классными, чем очные. Мы используем интерактивные платформы, можем открыть картинку и показать. Если в процессе урока мы видим, что нужно отойти от плана, ученику нужно что-то другое, мы легко можем открыть другие ресурсы. Из минусов: могут быть проблемы со связью, может быть плохо слышно.

Почему люди так цепляются за офлайн-занятия, я не очень понимаю, потому что разница только в том, что вы не можете потрогать преподавателя. Но нужно ли вам его трогать? Есть много игр, активностей, которые прекрасно переносятся в онлайн. У учеников больше выбора, они могут искать себе преподавателя под определённый бюджет, другой квалификации со всего мира. Было бы это реально в офлайне? Нет.

6. Какие есть методики для обучения взрослых и в чём их сила?

Раньше наиболее популярным был грамматико-переводной метод. Это были просто переводные упражнения, иногда чтение текстов и их обсуждение, какие-то письменные задания. Очень редко — работа с аудированием и говорением. Так преподают, потому что в школах всё ещё непростые условия. Очень часто там преподаватель не может выбрать учебник, не может замедлить или ускорить программу. Он обязан работать с группой детей, их человек 15.

Сейчас больший фокус устанавливается на общении. Преподаватель прокачивает все скиллы ученика: говорение, письмо, аудирование, чтение. Мы общаемся, чтобы решить какую-то коммуникативную задачу. Мы не концентрируемся на грамматике — фокус идёт на лексику. Мы показываем студентам всё богатство языка, учим обращать внимание на готовые фразы. Есть подход DOGME, он предусматривает максимальный фокус на говорение. Студент и преподаватель не ограничены учебником, не обязаны следовать какому-то плану. Учитель может максимально гибко подстраиваться под ученика. Principled eclecticism — это мой любимый подход, когда преподаватель комбинирует все известные подходы и смотрит по ситуации, как подать тему сегодня.

7. Какие стереотипы об изучении языка есть у новых студентов?

Основной стереотип у людей сложился благодаря дешёвым маркетинговым уловкам, что можно взять новый уровень языка за 4 месяца. Чтобы выучить язык до уровня А1, необходимо 70 часов с преподавателем и примерно столько же — самостоятельной работы. Для уровня B2, чтобы уверенно общаться и не чувствовать дискомфорт при изучении материала, вам уже будет необходимо 720 часов с преподавателем и столько же работать самостоятельно. Чем выше уровень, тем язык становится сложнее и обширнее.Стереотип, что язык можно выучить только с помощью грамматических упражнений. Люди выучат правила, но без тренировки других навыков они не научатся применять это в речи. Частый стереотип, что можно учить язык по приложениям. Я бы посоветовала выбрать хороший учебник, купить или скачать один из них, а дополнительно использовать аутентичные материалы. В приложениях отрывочная лексика.Миф: нужно иметь предрасположенность к языкам. Может, конечно, быть лёгкая предрасположенность: человек легче воспринимает речь на слух, ему проще копировать интонации. Но в целом это не сильно влияет на изучение языка. Главное, чтобы человек трудился, учил системно и регулярно.

8. Какие страхи есть у взрослых учеников?

Основные переживания студентов — это то, что их речь слишком простая, что они не могут говорить какими-то сложными словами, и ещё что они звучат и выглядят глупо, потому что ошибаются. Это не так.

Английский — это не только про общение с носителем, но и про общение с людьми, для которых он также иностранный. То есть в данном случае главное — решить коммуникативную задачу: узнать дорогу, где что-то купить. Если вы будете стараться нафаршировать свою речь более сложными выражениями, есть риск, что вас не поймут. Когда иностранцы общаются с иностранцами, абсолютно нормально использовать более простые слова и конструкции. Когда мы учимся, мы должны помнить, что говорение — это просто навык, который нужно развивать с самого начала, чтобы не было языкового барьера.

Когда мы учимся танцу или новому виду спорта, мы всё запоминаем не сразу. Да, это звучит банально, но ошибки просто неизбежны для прогресса. Я боюсь, что часто это привито нашим воспитанием или нашей школой, когда жёстко критиковали за оценки. Дети боятся в школе задать какой-то вопрос, потому что учитель начнёт их ругать. На своих занятиях современные преподаватели стараются создать комфортную среду и донести, что ошибаться абсолютно нормально.

Мне работать со взрослыми учениками намного проще, потому что изучать язык — их решение. Взрослым проще помочь найти мотивацию, они будут, как правило, сами что-то делать без напоминаний.

В 2018 году 28-летняя преподавательница английского Екатерина Буглак вместе с мужем уехала работать в Китай. Семье удалось пожить в трёх городах: Фучжоу, Шэньян и Циндао. Калининградка рассказала «Клопс», что успела узнать о китайцах за 14 месяцев.