Адаптация программ вузов к реальным запросам цифровизации АПК: опыт Кубанского государственного аграрного университета и агротехнологической платформы «ИнтТерра»

Причина парадокса, на самом деле, проста – изменилось понятие «современный аграрий». Земледелие может быть прибыльным, но при условии, что ты владеешь современными методами и технологиями агропроизводства и ведения бизнеса. Становится все более очевидно, что недостаточно проштудировать учебники и материалы по основным предметам, необходимы знания в смежных областях – маркетинге, менеджменте, финансах. Важно, чтобы обучение было комплексным и максимально прикладным, с опорой на практическое освоение техники и ПО. Важно не прочитать или услышать от лектора о каких-то новинках и цифровых инструментах, но попробовать их, подержать в руках. Понять, как и что работает.

Адаптация программ вузов к реальным запросам цифровизации АПК: опыт Кубанского государственного аграрного университета и агротехнологической платформы «ИнтТерра»
© АГРОXXI

«Мы прекрасно понимаем, насколько сложно молодым агрономам и фермерам сегодня. Технологии и материалы стремительно меняются, климатические условия бросают вызов, все чаще идет речь о необходимости применения почвосберегающих решений. А знаний не хватает, личного опыта еще нет», - говорит коммерческий директор компании «ИнтТерра» Юрий Васильков: «Именно поэтому мы никогда не отказываем аграрным вузам, когда они просят нас предоставить их специалистам доступ к нашей агрономической ИТ-системе SkyScout, чтобы те со своими студентами могли изучить ее функционал и возможности, попробовать самостоятельно решить какие-то проблемы в условиях реального применения».

Так, на протяжении нынешнего сельскохозяйственного сезона специалисты факультета механизации КубГАУ использовали цифровую систему «ИнтТерры» в ходе практических занятий на базе специально созданного Центра прогнозирования и мониторинга. Работа проводится в двух форматах.

1) В режиме удаленного моделирования – в классах, где установлены стенды производителей современной техники, таких как Claas и Amazone. Это действующие макеты, которые полностью имитируют работу настоящих тракторов, разбрасывателей. Для воссоздания реальной ситуации они скачивают информацию с нашей системы, загружают в компьютеры этих модулей и смотрят как эта история работает.

2) На полях собственного учебного хозяйства. Об одном из таких практикумов была создана специальная презентация. Было выбрано поле в 155 га в Гиагинском районе Республики Адыгея, показатели севооборот культур которого были изучены за 10 лет: с 2012 по 2021 г.г. После чего была осуществлена его оцифровка и анализ зон плодородия и продуктивности с использованием SkyScout. Выдели цветом зоны высокого плодородия, продуктивности и урожайности, добавили карты урожайности пшеницы за 2020 год, при этом учитывали результаты агрохимического обследования почв.

«Наша система оказалась очень user-friendly для студентов, по сравнению с другими системами, которые существуют и в которых они тоже работают. В SkyScout есть такой сервис, как дифференцированное внесение удобрений на поля. Т.е. мы определяем на полях зоны с разным уровнем плодородия, с разной продуктивностью и в зависимости от качества этой зоны (высоко-/низко-продуктивная) определяем, сколько вносить туда удобрений. А затем там же в системе создаем карты заданий для каждого поля», - говорит Максим Бражник, менеджер по работе с ключевыми клиентами. «В круг моих обязанностей эта история не входит, у меня задачи вполне четкие – это продажи, а это как факультатив. Мы тоже черпаем некоторую информацию для себя от них: студенты факультета механизации, например, проводят исследования влияния различных факторов, таких как давление шин на уплотнение почвы, влияние разных систем на качество внесения удобрений. И все это в реальных полях.

Кстати, всегда помню о том, что нынешние студенты – это мои будущие клиенты, и совсем скоро мне придется говорить с ними про высокотехнологичные решения и хотелось бы, чтобы они понимали их необходимость и удобство. И просто замечательно, что студенты учатся не по тем книгам, которые написаны тридцать лет назад, информация в которых не всегда уже актуальна, а на реальных полях, с использованием современных машин и цифровых сервисов. Все это позволяет им сразу после окончания университета окунуться в рабочий процесс, уже имея достаточно большой опыт и понимание того, что происходит».

Среди других учебных заведений, с которыми в 2021 году у «ИнтТерры» состоялись продуктивные контакты по использованию цифровой системы SkyScout в ходе обучающего процесса, – Башкирский и Воронежский аграрные университеты специалистов-аграриев.

По словам Юрия Василькова, только благодаря привязке учебного процесса к реальным практикам, с использованием новейших технологий и цифровых сервисов можно выпускать на рынок специалистов-аграриев, полностью готовых к работе в нынешних условиях.

Фото - pexels.com