7 декабря на странице актера Даниэля Романова в Facebook был опубликован пост с обвинениями против худрука театра "Школа современной пьесы" и профессора ГИТИСа Иосифа Райхельгауза, который якобы склонял молодых актрис к сексу при трудоустройстве, а также инициировал проработку с ними эротических сцен. "Я постоянно слышал и слышу про инициированные Иосифом Леонидовичем этюды а-ля: "Я муж, ухожу от тебя, а ты сделай так, чтобы я не ушел". Про [оральный секс] и его знаменитый белый диванчик слышал. Я это раз 20 слышал. И верю этим девчонкам", - написал Романов. В комментариях к записи актера поддержали несколько человек - они подтвердили его слова о якобы имевшем место харассменте со стороны народного артиста России, которому в следующем году исполнится 75 лет. "Газета.Ru" связалась с тремя женщинами, которые обвинили худрука в непристойном поведении. Одна из них, певица Мария Збандут, рассказала, что обучалась у Райхельгауза на заочном отделении ГИТИСа, при этом занятия в основном проходили в "Школе современной пьесы". Окончила театральный институт она еще в 2007 году. Как уточнила Збандут, изначально обучение у знаменитого режиссера казалось ей "интересным" - несмотря даже на "этюды на раздевание". "И при поступлении, и при начале обучения предлагались этюды на раздевание. Хотя при обучении - не только на раздевание. Я на это особого внимания не обратила, так как прежде видела спектакли Захарова, где на сцене были обнаженные актрисы. Но в "Ленкоме" это всегда было абсолютно уместно, оправдано", - поделилась она. По словам артистки, ситуация ухудшилась, когда она была введена в труппу спектакля "Чайка. Настоящая оперетта", автором которого выступил Райхельгауз: "Однажды вечером он попытался поцеловать меня в своем кабинете. Я увернулась, стала отшучиваться. Он обиженно сказал: "Ну да, вам нужен красавец". Я ответила, что "да, нужен". И после этого сбежала". Збандут утверждает, что именно этот инцидент стал причиной занижения ее оценок Райхельгаузом. При этом, согласно женщине, другие преподаватели ее хвалили. "После очередного разноса этюда я подошла к нему, спросила: "Ну что я делаю не так?" Тогда он начал лапать за грудь девушку, которая тоже хотела стать студенткой, но появилась позже, чем начался учебный год. Райхельгауз сказал мне: "Ну как вам объяснить, что не так?" Эта девушка потом заняла мое место - и на курсе, и в спектакле. Она до сих пор работает в его театре", - заверила артистка. Еще одна женщина, с которой связалась "Газета.Ru", рассказала, что поступала на курс Райхельгауза около 15 лет назад. Тогда, во время консультации в его театре, режиссер попросил абитуриентку "сделать этюд на раздевание". "Я, в свою очередь, попросила его рассказать, какое отношение имеют этюды на раздевание к выявлению моих режиссерских способностей. Внятного ответа не последовало. Я развернулась и ушла. Приставаний и оскорблений не было. Но поступать к нему я не стала - пошла к другому мастеру. С Райхельгаузом больше никогда не сталкивалась", - сообщила она. Наконец, третья студентка ГИТИСа, пожелавшая остаться неизвестной, кратко ответила, что в случае с народным артистом "отделалась легким испугом". Также она выразила мнение, что подобные инциденты с участием Райхельгауза могут быть "массовыми". Сам Райхельгауз, комментируя "Газете.Ru" обвинения в свой адрес, назвал их "чушью собачьей". Он подчеркнул, что в стране существует переизбыток артистов, многие из них не могут устроиться на работу после окончания театральных ВУЗов - и в итоге решаются на обвинения в харассменте, чтобы оправдаться перед близкими. "К огромнейшему сожалению, я не знаю ни одного из своих коллег, включая женщин-режиссеров, которых бы не обвиняли в харассменте. У нас огромное перепроизводство артистов: только в Москве существует десять ВУЗов, которые совершенно не нужны. По театрам ходят тысячи артистов с просьбой взять их на работу. Правда, на работу их не берут, потому что ни они, ни другие там не нужны. А им [артистам] нужно рассказывать мамам, папам и мужьям, почему их не берут. Но они не могут сказать, что они не талантливые или плохо выглядят, потому что мама и папа платили деньги за обучение. Тогда они начинают морочить им голову, что режиссеры пристают", - заявил народный артист. При этом он заметил, что откровенные этюды, о которых заявили женщины, являются частью актерского ремесла. "Наша профессия предполагает некие откровения, некие разговоры и некие этюды, где человек максимально обнажается в прямом и переносном смысле", - сказал худрук. Райхельгауз также заверил, что заявления о "белом диване" в его кабинете, на котором он якобы совращал молодых артисток, не соответствуют действительности: "У меня никогда не стоял белый диван. Только недавно коллеги решили подарить антикварный старинный диван. Но пока я еще и сам на нем не успел посидеть". В заключении он назвал людей, обвиняющих его в харассменте "неудачниками", и посоветовал обратиться к выпускникам и выпускницам, которым удалось устроиться в московские театры. "Во всех театрах Москвы работают мои выпускники и выпускницы, а некоторыми — руководят. Вот у них надо спрашивать, а не у неудачников. Если успешные вам скажут: "Да, я получила диплом только по той причине, что вступала в интимные отношения со всеми педагогами и руководителями мастерской", - тогда и расскажете. А так, это просто чушь собачья", - заявил режиссер. Ученица Райхельгауза Алина Кушим, артистка МХТ им. Чехова и режиссерка "Школы современной пьесы", в разговоре с "Газетой.Ru" заверила, что за годы работы с народным артистом не разу не сталкивалась с домогательствами с его стороны. Она также добавила, что думала вступиться за режиссера в соцсетях, однако не стала этого делать, так как сочла ситуацию "неловкой и некрасивой". "За семь лет нашего сотрудничества - и во время учебы в ГИТИСе, и во время работы в его театре - я ни разу не сталкивалась с этим моментом. Иосиф Леонидович может над кем-то пошутить в этом плане, но я никогда не испытывала никакого неудобства. И все то, о чем шла речь в этом посте, меня никогда не касалось - и никого из моего окружения", - сказала Кушим. Она также отметила, что этюды с обнажением - норма при обучении, причем практикуется это не только в мастерской Райхельгауза: "Это происходит абсолютно в каждой мастерской. Такая наша актерская и режиссерская профессия, предполагает разные степени физической и духовной наготы". В "Школе современной пьесы" обвинения Райхельгауза комментировать отказались, заявив, что "впервые слышат об этом". Представители ГИТИСа на момент публикации не ответили на запрос "Газеты.Ru" с просьбой о комментарии.