В школе № 1541 установят «Парту героя» в честь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Тимофеевича Киселёва
Музей «Партизанское движение 1941–1945 годов», открытый в школе № 1541, уникальный, единственный в столице. Идея его создания принадлежит разведчику, участнику обороны Севастополя, подпольщику, жителю района Проспект Вернадского, большому другу школы Борису Тимофеевичу Киселёву.
Сегодня ветерана уже нет с нами, но музей, о котором он мечтал, который вместе с педагогами и ребятами собирал по крупицам, существует. Кадеты школы регулярно проводят в нём экскурсии. На одной из них вместе с учениками 4 «Г» класса побывали и корреспонденты нашей газеты.
АРТЕФАКТЫ ИЗ ОКОПОВ
Ученица 7 «К» класса Елизавета Воробьёва знакомит экскурсантов с экспонатами музея, среди которых осколки гранат, гильзы, простреленные каски, остатки сигнальных ракет, ящики для патронов, фрагменты оружия, сапёрные лопатки – все артефакты с полей сражений, даже личные вещи солдат найдены в окопах. «Экспонаты уникальные, помимо оружия представлены предметы быта и элементы амуниции – бритвы, ложки, котелки, погоны, пуговицы, портупеи», – рассказывает Елизавета. Её коллега, тоже гид музея, ученик 8 «К» класса Иван Скопинцев, спешит добавить, что старшеклассники школы № 1541 принимают участие в раскопках в составе поисковых отрядов в местах боёв в Московской, Новгородской, Псковской областях.
КАК ГИЛЬЗА СТАЛА ЛАМПОЙ
«В экспозиции музея – священная земля и камни Брестской крепости, земля, привезённая с Мамаева кургана, газеты военных лет, сборники стихов и воспоминаний ветеранов», – ведёт экскурсию Иван. Он рассказывает четвероклассникам о быте партизан, объясняя, как использовались гильзы для освещения землянок. «В гильзу помещался фитиль – тряпица или ветошь, заливалось масло, поджигалось – и в землянке становилось светло, можно было работать с картами и документами», – говорит гид. Ребятишки задают множество вопросов, юных экскурсантов интересует, как защищали Москву от врага, тяжело ли было подросткам, старше их всего на пару-тройку лет, тушить зажигалки на крышах, помогать взрослым копать оборонительные рвы и строить укрепления. Удивляет четвероклассников и то, что всего в нескольких километрах от места, где находится школа, проходила линия обороны.
СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ
Иван Скопинцев собирается посвятить себя, как и его отец – кадровый военный, служению Отчизне: «Есть такая профессия – Родину защищать». Защищал Родину и прадед юноши, во время Великой Отечественной войны он пропал без вести, в семье чтут память героя.
Пропал без вести на войне и прадед ученицы 7 «К» класса Айтунук Матраимовой. «Мне близка тема сохранения памяти павших, почти в каждой семье кто-то не вернулся с войны. Я хочу узнать больше о том героическом времени. Пришла в музей – изучаю исторические документы, собираю материал о ветеранах района, провожу экскурсии», – поделилась Айтунук.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
Директор школы № 1541 Татьяна Уцыка:
– Мы присоединились к Всероссийскому проекту «Парта героя». Парту, посвящённую памяти ветерана нашего района, фронтовика Бориса Тимофеевича Киселёва, установим в канун 80-летия битвы за Москву в кадетском классе. Право сидеть за этой партой получат лучшие из лучших: отличники учёбы, спортсмены, активисты. На парту будет нанесён QR-код, который позволит считать информацию о герое – познакомиться с биографией ветерана из эссе наших учеников. Парта, стоящая в классе, – это живая память о человеке, который нам дорог, который вёл в нашей школе уроки мужества, учил любви к Родине, к жизни, к людям, его присутствие будет ощущаться каждый день.