Учителя Киргизии и Казахстана будут проводить уроки по рекомендациям ученых «Большого Алтая»
В течение четырех дней ноября более 150 учителей из более чем 80 школ и колледжей, а также преподаватели из 18 вузов Казахстана и Киргизии в дистанционном формате слушали лекции преподавателей Алтайского госуниверситета о том, как проводить факультативные занятия по регионоведению с учетом истории, культуры и традиций тюркских народов Большого Алтая.
Для участия в педагогических сессиях зарегистрировались представители из 104 образовательных организаций. География участников охватила 25 городов и 16 сел Казахстана и Киргизии. Проводить уроки по регионоведению на основе общих традиций стран Большого Алтая и Центральной Азии выразили желание как учителя из крупных городов (Бишкек, Нур-Султан, Алматы), так и из совсем небольших аулов (Берсуат в Казахстане).
Эксперты Центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», а также их коллеги из киргизских и казахстанских вузов представили на сессиях единый кейс из десяти методических пособий по темам: «Эпос тюркских народов», «Этнография Большого Алтая»», «Искусство народов Центральной Азии», «Природа Большого Алтая в эпоху климатических изменений» и других. Почему именно тема Большого Алтая легла в основу рекомендаций, объяснила заместитель руководителя Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», заведующая кафедрой востоковедения АлтГУ, профессор
.
«В наше время остро стоит проблема сохранения традиционных культур малых и больших народов, - рассказала Юлия Лысенко. - И чтобы ее решить, надо знать историю своей родины, понимать, как складывались межкультурные отношения близко живущих народов на протяжении веков. В условиях глобализации этнические границы стираются, в связи с чем перед нами стоит задача сохранения, изучения и популяризации цивилизационного наследия стран Большого Алтая».
В общий методический кейс, который будет выслан участникам сессий, вошли планы факультативных уроков, примеры домашних заданий и самостоятельных работ. По словам первого проректора по учебной работе Алтайского госуниверситета
Евгении Ждановой,
эти разработки ориентированы, прежде всего, на учителей школ.
«Рекомендации созданы нашими ведущими учеными, кандидатами и докторами наук по трем образовательным траекториям: естественно-научной, социально-экономической, гуманитарной. Они пригодятся историкам, искусствоведам и всем, кто захочет провести урок на тему Большого Алтая», – отметила проректор.
Онлайн-лекции по регионоведению Большого Алтая вызвали большой интерес учителей из школ Киргизии и Казахстана. Своими впечатлениями об участии в сессиях поделилась директор Гимназии 24 из Бишкека
Анара Абдураимова.
«Спасибо большое организаторам педагогических сессий! – поблагодарила
Анара Абдураимова.
- Все те кейсы, которые были представлены, имеют практическую ценность для нас, и мы сможем использовать полученную информацию в своей работе. По моему мнению, школьникам необходимо рассказывать об Алтае, потому что нас связывают корни происхождения. Еще изучая эпос Манас, ученики знакомятся с Алтаем, слышат они название «Алтай» и в произведениях устного народного творчества. Расширять, углублять знакомство с Алтаем – нужно и важно. В дальнейшем наша гимназия хотела бы стать партнером проекта «Большой Алтай» и организовать совместную исследовательскую деятельность наших учащихся с учениками алтайских школ. А также мы хотели бы открыть кабинет-музей, посвященный Большому Алтаю, мы даже уже придумали его название: «Большой Алтай: возвращение к истокам».
По словам заместителя руководителя НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессора
Юлии Лысенко
, подобные педагогические сессии запланированы и на следующий год. Методические рекомендации по регионоведению Большого Алтая предложат учителям и преподавателям из Республики Алтай, Тывы и Хакасии.
Педагогические сессии для учителей школ, преподавателей вузов и колледжей стран Большого Алтая и Центральной Азии организованы НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» в рамках государственного проекта Министерства науки и высшего образования РФ «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности».