Войти в почту

Четверти одиннадцатиклассников сложно даются аргументы в итоговом сочинении

Социальный блок и два юбилея Большинство учеников выпускных классов (82%) уже готовятся к итоговому сочинению, свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education. Итоговое сочинение в этом году назначено на 1 декабря. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы пять направлений: с ними будут связаны темы, которые ученикам объявят за 15 минут до начала работы. С направлением сочинения уже определились больше половины (65%) опрошенных. Треть из них (32%) выбрала "Человек путешествующий: дорога в жизни человека", почти столько же респондентов (31%) отдали предпочтение направлению "Преступление и наказание - вечная тема". Сочинение в рамках направления "Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия" планируют писать 18% респондентов. Направление "Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня" выбирают 12% одиннадцатиклассников, "Кому на Руси жить хорошо" - вопрос гражданина" - 7%. "В этом году комиссия выбрала не простые, но актуальные направления. Они связаны с блоком всех гуманитарных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания. Мы считаем, что они близки к кругу чтения ребят. Кроме, естественно, направления "Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня", где можно опираться и на киноискусство, и на музыкальные произведения, и так далее. Ну, и конечно, должны были присутствовать темы, связанные с юбилеями. В этом году у нас два больших юбилея – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Михайловича Достоевского", - рассказала председатель координационного совета Общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка" Людмила Дудова. Каждая школа получит пакет тем по всем пяти направлениям, уточнила она. И ученик может выбрать любую из них. Согласно исследованию Maximum Education, лишь 12% школьников сочли направления для итогового сочинения сложными и непонятными. Где аргументы? Сочинение - это допуск к единому государственному экзамену, за него ставят "зачет" или "незачет", напомнила профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области образования Ирина Абанкина. Оно может дать дополнительные бонусы при поступлении в вуз, но как правило, разница между абитуриентами составляет 1-2 балла, и решающей роли это не играет. Итоговое сочинение оценивается, прежде всего, "как аргументирование, а не сочинительство", подчеркнула она. От школьника требуется аргументированная позиция, основанная на произведениях литературы. "Здесь, конечно, нервозность может быть связана с тем, что ученик не освоил весь корпус текстов школьной программы. От тебя просят не просто порассуждать, а раскрыть тему, опираясь на художественный текст", - отметила профессор. Кроме того, выпускники могут испытывать проблемы с последовательным изложением мыслей в письменном варианте, добавила Абанкина. В современной школе этому навыку уделяется мало времени, и зачастую даже те ребята, которые хорошо владеют ораторским мастерством и умеют убеждать собеседника, могут столкнуться с трудностями, если то же самое им придется изложить на бумаге. "Сегодня многие работы по обществознанию или истории, например, где ребята могли бы демонстрировать навыки письма, помимо литературы и русского языка, конечно, превращены в проекты и презентации, которые защищают устно", - пояснила она. По данным опроса, почти четверть (23%) школьников считают, что выражать свои мысли в тексте сложно. Еще чуть более четверти (28%) респондентов признались, что им тяжело подобрать аргументы из литературы, кинематографа. "Аргументирование - сложная компетенция и, если в устной речи она развивается лучше, то в письменной она почти нигде не развивается. Это очень серьезный пробел в нашей системе образования. Задания по многим даже гуманитарным дисциплинам учат решать задачи, а вот поиск причинно-следственных связей страдает", - сказала Абанкина. Среди сложностей подготовки к итоговому сочинению выпускники также назвали нехватку времени (10%) и повышенную ответственность (27%) из-за того, что работа служит допуском к ЕГЭ. "Наша русичка постоянно говорит, что если не сдадим, то все - чуть ли не жизнь под забором ждет, и все в таком духе. Типа не допустят к ЕГЭ, потом в университет не поступишь", - рассказала Аня Г., одиннадцатиклассница из Москвы. Преподаватель школьника Федора М. из Ростова тоже "давит на класс" и рисует подопечным безрадостные картины. "Понятно, что все переживают. Вроде сочинение и формальность, а вдруг не сдашь? Я не думаю, что будет сложно, но наша учительница любит повторять, что "сразу станет видно, кто чем в школе занимался", - поделился он. Учителя, действительно, часто пытаются запугать учеников, подтвердила Ирина Абанкина. "Я очень сожалею, что у нас до сих пор не произошел переход к поддержке ученика, когда ему говорят: "это преодолимый барьер, мы подготовимся". Учителя переживают за выпускников, и эти стрессы вываливаются во фразы вроде: "ты десять лет штаны протирал", "если не сдашь, жизнь не сложится", и так далее", - посетовала она. Причинно-следственные связи и косвенные цитаты "С направлением лучше определиться заранее и подумать, на какие литературные источники можно опереться. К ним можно подобрать дополнительные источники: это может быть и документалистика, и мемуары, и художественные фильмы, и музыка, и театральное искусство, и живопись. Ну, и я бы на месте ребят потренировалась, подумала: нужен определенный план текста", - посоветовала Людмила Дудова. Кроме того, она рекомендует выпускникам повторить правила русского языка – пять и более ошибок могут обернуться "незачетом". "Стоит подумать над тем, чтобы подобрать цитаты из литературного произведения по выбранному направлению. Нужно оживить их в памяти, потому что ребята иногда неправильно используют их, а это уже ошибка. Поэтому я всегда рекомендую приводить цитату в косвенной речи", - добавила эксперт. В своем сочинении ученик совершенно не обязан опираться на школьную программу, подчеркнула Дудова. Он может использовать любое произведение любого автора. "Ребята довольно часто обращаются к произведениям, с которыми проверяющий может быть не знаком. Это не имеет значения: проверяющий находит этот текст, смотрит, оценивает, насколько правомерно он использован", - рассказала она. В этом году председатель координационного совета "Ассоциации учителей литературы и русского языка" ожидает увидеть много сочинений, в которых будет упоминаться научная фантастика – это популярный у выпускников жанр. Профессор Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что в оставшиеся до итогового сочинения дни стоит каждый день по полчаса уделять письму, чтобы натренировать навык изложения мыслей. "Полезно также будет потренировать выявление причинно-следственных связей. Просто берите любую фразы и приводите аргумент. Не нужно выбирать что-то сложное. Достаточно простого "Я споткнулся, потому что…", и дальше уже объясняете, почему: встретил препятствие, меня толкнули. Анализируйте, какие аргументы более весомы", - сказала она. Кроме того, добавила Абанкина, нужно перечитывать написанное на предмет ошибок, чтобы формировать навык редактирования.

Четверти одиннадцатиклассников сложно даются аргументы в итоговом сочинении
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости