QR-коды для вузов: как это работает?
В Москве начался эксперимент по введению QR-кодов для посещения высших учебных заведений. Для чего он нужен, телеканалу «МИР 24» рассказал проректор по учебной работе Московского физико-технического института Артем Воронов.
- Откуда родилась эта идея, и в чем суть этого эксперимента?
Артем Воронов: Это не совсем эксперимент, это вынужденная необходимость, потому что на физтехе традиционно существенная часть образовательного процесса – это лабораторный практикум. Чтобы подготовить ученых-физиков, нам нужно, чтобы они умели своими руками проверять те теоретические знания, которые мы даем им на лекциях и семинарах. И поэтому мы идем навстречу ребятам, чтобы дать им возможность делать лабораторные работы.
Как устроен сейчас образовательный процесс у нас? У нас для всех категорий ребят лекции читаются дистанционно. Семинары ведутся в смешанном режиме: часть сидит в аудитории, а другая часть находится в это же время в Zoom или какой-то другой системе дистанционного взаимодействия, и смотрит этот семинар онлайн.
Немного более сложно вызывать ребят к доске, нам приходится самим задания писать, потому что ребята, которые сейчас учатся на дистанте, мы в каком-то смысле пересадили их на заднюю парту. Они могут точно так же слушать, участвовать в дискуссии, но немного сложнее выходить к доске, потому что не может он физически писать мелом на доске, но, тем не менее, диалог абсолютно нормальный, и семинары не пострадали.
Лабораторные, как известно, нужно делать в очном режиме. Это важная часть обучения, и, соответственно, мы тем ребятам, которые по тем или иным причинам не могут делать сейчас лабораторные работы, переносим их в рамках учебного процесса на то время, когда это будет более безопасно. Потому что, конечно, мы хотим дать качественное образование – это наша основная задача, но, с другой стороны, наша не менее важная задача – это беречь здоровье. И в данном случае это сделано для того, чтобы сделать безопасным с точки зрения здоровья и наших студентов, и наших преподавателей образовательный процесс, чтобы уменьшить риски для здоровья.
Сколько лабораторных работ ребята не доделали, мы в спокойном режиме дадим им доделать, я думаю, как только волна спадет. И сдать их они могут и дистанционно, и очно. Поэтому образовательный процесс будет в полной мере, они получат все образовательные услуги, и они будут квалифицированными учеными-физиками, несмотря на то, что мы какие-то движки в расписании сделаем. Мне кажется, что здесь это разумная мера, разумный взвешенный шаг.
- QR – коды предъявляются на входе в учебное здание, работают в качестве пропуска для прохода в лабораторию?
Артем Воронов: Почти так. Мы просто давно ведем статистику, и другие вузы давно эту статистику ведут – по тому, кто имеет прививку или не имеет прививку, по тому, у кого есть противопоказания или нет противопоказаний. В соответствии с этим мы просто активируем пропуск. Человек может пройти по своему стандартному пропуску в институт. То есть QR-код на входе не проверяется уже, только если пропуск не сработал, тогда человек может предъявить QR-код. Но таких единицы. То есть ребята и сотрудники проходят, потому что они занесены в базу, что у них есть прививка, либо у них есть противопоказания, и тогда мы таких ребят и таких коллег просим сдавать ПЦР-тесты. Есть ребята, которым нет 18-ти лет.
Мы по графику в спокойном режиме дважды в неделю проводим для них тестирование, чтобы гарантировать безопасность. И, по сути, после того, как конкретные студент или студентка прошли ПЦР-тест или другой ускоренный тест, мы пропускаем этого человека в течение нескольких дней – столько, сколько этот тест действует. Дважды в неделю они проходят эти тесты, и в спокойном режиме учатся до тех пор, пока им не станет 18. Кто-то из ребят, допустим, ушел в дистант, достаточно комфортно себя чувствует, как правило, это магистранты и аспиранты, потому что для них это более комфортный режим работы. Даже несмотря на то, что кто-то там привитый или непривитый, магистранты ушли в дистанционный режим работы, им просто так, как взрослым людям, проще это делать. Уже идет подготовка к дипломной работе, здесь, конечно, некоторая свобода в передвижении, в возможности учиться дистанционно приветствуется, они очень рады тому, что мы им даем возможность учиться в дистанте.
- Например, Бауманский университет ввел собственную систему QR-кодов. Вы такой не рассматривали вариант?
Артем Воронов: Каждый университет здесь может действовать так, как кажется ему удобнее. Мы обсуждали и решили, что для нас будет достаточно просто вести базу данных и отмечать ребят, чтобы у них пропуска срабатывали на проход. Эта система работает, ребята учатся, я сам веду занятия, никаких проблем не возникает.
- Я понимаю, что это апробация системы. Как долго тестирование продлится?
Артем Воронов: У нас первый день был понедельник, когда мы начали в этом режиме, мы смотрели, будут ли очереди, будут ли какие-то сложности. Но в целом ситуация была совершенно нормально реализована. Никаких очередей не возникло, никаких особых проблем не возникло. Небольшие вопросы мы решили на месте. Поэтому, я считаю, что нулевая апробация пройдена, а в целом мы сейчас переходим в нормальный режим уже, когда вы можете просто спокойно уже учиться на дистанте или очно, и сосредоточиться именно на учебе, а не на чем-то еще.
- Сама система QR-кодов понравилась не всем. Даже звучали мнения, что это дискриминация по отношению к тем, кто прививаться не хочет. Есть основания для таких утверждений?
Артем Воронов: Смотрите, я считаю, что у нас нет никакой дискриминации. Мы обязаны отучить студента и дать ему высококлассное образование. Дальше в рамках учебного процесса мы можем немного варьировать учебную нагрузку. И, по сути, мы даем полную учебную нагрузку, за исключением лабораторных практикумов. Как я уже сказал, несколько лабораторных практикумов мы просто физически перенесем на то время, когда это будет более безопасно для здоровья ребят.
Я считаю, что здесь никакой дискриминации нет. Альтернатива была уйти целиком в дистант, тогда бы мы эту нагрузку перенесли для всех, и это было бы сложнее сделать с учетом того, что там были бы наслоения, и сложнее было бы реализовать с учетом помещений и преподавателей. Сейчас ситуация разрежена, ощущение, что мы идем навстречу ребятам, чтобы они могли максимально комфортно учиться, при этом учитывая безопасность с точки зрения заражения.
Мы все понимаем, если человек непривитый, он более подвержен риску тяжелого течения заболевания. И мы очень хотим не просто хорошо ребят выучить, но и сохранить их здоровье, поэтому мы формулируем таким образом правила, чтобы получить качественную образовательную услугу, но при этом без риска существенного для их здоровья. Мы за них отвечаем, как старшие товарищи.
- Некоторые считают, что те, кто учится на дистанте, платят столько же, сколько при очном обучении, что это несправедливо.
Артем Воронов: Мы работаем в формате услуг, и с учетом существующих систем телекоммуникаций, опыта преподавателей по работе в дистанте, я считаю, что какого-то существенного различия в качестве нет. Лекции, которые идут дистанционно, идут, конечно, с высоким качеством картинки, с обратной связью. Они позволяют задать вопросы и пообщаться, и для дистанционщиков даже больше семинаров, чем для очников, для них даже допсеминары есть, чтобы они не потеряли качество, могли задать вопросы и послушать семинариста другого, чтобы разобраться.
Лабораторные практикумы переносим, и в этом смысле услуга будет оказана в полном объеме, поэтому мы гарантируем высокое качество образования. Мне кажется, что нет оснований для того, чтобы говорить о снижении качества образования и дискриминации. Ребята, которые учатся дистанционно, получат то же качество, что и те, кто учатся очно.