Надежда Ярош: «Режиссёр и руководитель не должен быть пустым»
Можно ли стать актёром, отучившись в колледже культуры? А ведь об этом, как выяснилось, мечтают многие. Кто такой руководитель любительского театрального коллектива? И есть ли разница между любительством и самодеятельностью? Об этом и многом другом ИА DEITA.RU рассказала Надежда Александровна Ярош – преподаватель Приморского краевого колледжа культуры, что находится в городе Уссурийске Приморского края. Почти 10 лет она обучает студентов театральным дисциплинам. – Надежда Александровна, чему вы учите ребят? – Я преподаю театральные дисциплины: режиссуру, актёрское мастерство, методику преподавания творческих дисциплин, методику работы с любительским творчеством. На самом деле дисциплин у нас много, перечислила только часть. – Как называется ваш факультет? – Не факультет. У нас цикловая комиссия общепрофессиональных и театральных дисциплин. – В каком возрасте к вам поступают учиться? – По окончании 9-го класса и после 11-го. – По вашему наблюдению, какой мотив у молодых людей получать профессию «Руководитель самодеятельного театрального коллектива»? – Не самодеятельного. У нас профессия – «Руководитель любительского театрального коллектива». – А чем отличается любительской коллектив от самодеятельного? – Если разбирать по ступеням… Сейчас самодеятельность и любительство приравнивают, но любительство на ступеньку выше. В самодеятельном коллективе руководитель может не иметь специального образования, просто человеку нравится этим заниматься. А в любительском театральном коллективе – руководитель-педагог, человек, имеющий специальное образование. – Не знала о таких отличиях. – В народе так принято говорить, что вроде это одно и то же, на самом деле нет. В любительском театральном коллективе к работе могут привлекать профессиональных актёров, профессиональных режиссёров. – Всё же вернусь к вопросу, как Вы думаете, какой мотив у молодых людей стать руководителем любительского театрального коллектива? – Как мне кажется, 99% студентов, когда идут к нам учиться, они не то что не понимают… они хотят стать актёрами. Или режиссёрами. Чтобы играть в театре и сниматься в фильмах. Или ставить спектакли на профессиональной сцене. Мы сразу на вступительных экзаменах говорим, что не учим на актёров, в дипломе у вас будет профессия «Руководитель любительского театрального коллектива». И они все спрашивают: ну, у нас же будет актёрское мастерство? Будет, будет. У нас стартовое обучение. Потом наши ребята поступают и в высшие учебные заведения. В этом году несколько моих выпусков пошли учиться дальше. Вася Дмитриев поступил на актёрское отделение Дальневосточного института искусств во Владивостоке. Полина Мороз поступила на заочное в Хабаровский институт культуры на режиссуру. Соня Михальченко в Сибирский институт искусств, тоже заочно, но на актрису. Ковалёва Милана в Санкт-Петербургский университет профсоюзов на режиссёра. Дмитриев Андрей поступил в тот же университет профсоюзов на актёрское отделение. Для нас это оценка работы наших преподавателей – то, что не один студент, а вот, как этом году, много студентов решают получить высшее образование, связать свою профессиональную судьбу непосредственно с театральной профессией. Это приятно. – Ваши выпускники в каких направлениях работают? – Я сама здесь училась. Тогда это ещё было училище культуры. И лет десять, пока не пришла в педагогику, я была и художественным руководителем, и помощником главного режиссёра. У нас же не как в высших учебных заведениях, где целенаправленно обучают на актёра или режиссёра, мы в большей степени идём как руководители. У нас студенты изучают больше предметов, связанных с организационной работой, с методикой преподавания. Наши выпускники разные навыки приобретают, ведь руководитель любительского театрального коллектива – это и режиссёр, и сценарист, и костюмер, и декоратор, и бутафор, и сценограф – всё в одном лице. Наши выпускники работают и в домах культуры, и в детских школах искусств. И в общеобразовательных школах, как педагоги-организаторы - есть такие должности, с нашим дипломом можно работать и там. – Ребята получают педагогическое образование? – Да. У наших выпускников есть госэкзамен по педагогике. Наша специальность предполагает работу с людьми, работу с детьми, и наши ребята проходят и возрастную психологию, и педагогику, и методику. У каждого вида уроков, тех, что проходят в школе, есть методика. Мы же разбираем методику проведения урока режиссуры или актёрского мастерства. Этого требуют новые образовательные стандарты, и наши ребята должны ими владеть. Это сложно и интересно. Нам, преподавателям, это самим интересно. В педагогике есть правила, как правильно построить любой урок в школе, а мы рассказываем, как правильно простроить структуру урока актёрского мастерства. – Сколько лет идёт обучение? – Четыре года. Раньше было три, сейчас четыре. – Вы сказали, что многие, когда приходят учиться, надеются, что станут актёрами, режиссёрами. А вот когда они понимают, что будут руководителями любительских коллективов, многие отказываются от идеи поступить в колледж? – Нет. Ведь актёрские возможности тоже есть. Сейчас у нас наладились творческие, хорошие отношения с нашим Уссурийским военным театром, и студенты участвуют в спектаклях этого театра. И по окончании колледжа наших выпускников берут работать. – То есть стать актёрами после колледжа шанс есть? Есть прецеденты? – Есть. И в театр имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской, и в Военный театр Дальневосточного военного округа наших выпускников берут. Но если студенты, а затем уже выпускники, работают в театре, то их дальнейшее обучение – получение высшего образования, связано с актёрским мастерством. В этом году мой выпускник Максим Сирота пошел работать в военный театр. И Соня Михальченко поступила на актёрское, потому что уже работала в Драматическом театре имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской. – Я правильно понимаю, что руководитель любительского коллектива обязательно должен обладать азами актёрского и режиссёрского мастерства? – Конечно. – Вы со студентами делаете театральные постановки? Они играют в колледже на театральной сцене? – Да. У нас есть предметы: актёрское мастерство, режиссура, сценическая речь. Но при колледже, чтобы ребятам было интересно и была возможность больше уделить внимание творческой практике, мы, преподаватели, ведём студии. По образовательным стандартам у них в неделю только одна пара актёрского мастерства, а этого мало. У нас в колледже два прекрасных студенческих театра: «Сверхзадача», ею руководит Мария Сергеевна Шевцова, и студенческий театр «Мистерия буф», его руководителем являюсь я. Там мы иногда проводим некоторые творческие эксперименты. По учебной программе мы работаем точно по заданным алгоритмам, определяющим, какими навыками должны овладеть наши студенты. А нам самим, преподавателям, хочется порой выйти за рамки образовательных программ, попробовать что-то другое, интересное, необычное. Мы так поставили спектакль «Сказка о попе и его работнике Балде». К сожалению, пандемия нам не позволила поставить эксперимент – литературный спектакль по произведению Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Но в том году вышло два прекрасных спектакля – Шварц «Повесть о молодых супругах» и по Михаилу Булгакову «Зойкина квартира». Это были дипломные спектакли. А с первым курсом мы совместно с Марией Сергеевной поставили «Кошкин дом». От «Кошкиного дома» там остались только тема и идея. Мы расширили границы и сделали символичный театр – из реквизита у нас на сцене одни кубы. Они у нас трансформируются в кошкин дом, а впоследствии в дома, в которые приходит уже странствующая кошка. В этом спектакле мы прописали новых персонажей, добавили новых героев. – Кто идёт больше к вам учиться, парни или девушки? – Ну, конечно же, девушек больше! Мальчишки часто хотят связать свою жизнь с более практичной профессией. Но если раньше было и такое, что на курсе один мальчик и это была радость, то сейчас на втором курсе у нас парней много. Семеро из группы в восемнадцать человек. Уже есть разные типажи, есть герои и не только, и работать становится интереснее. – Два года назад на краевом конкурсе «Свет рампы» я общалась с руководителем коллектива из Воздвиженки или из Михайловки, точно не помню. Очень интересный парень, ваш выпускник, совсем молодой. В его коллективе и дети, и очень взрослые люди играют. И ваших ребят-студентов помню – интересные, умные, красивые парни. Как-то больше именно парней я там увидела. – Два года назад приезжали студенты, которые как раз в прошлом году выпустились, те, которые дальше пошли получать актёрские и режиссёрские специальности. К нам учиться приходят ребята разные по возможностям. Кто-то пытается сразу после школы поступить в институт и не проходит. Многие пробуют – и во Владивосток, и в Хабаровск, и в Москву. Слетают с первого тура, со второго, и потом приходят учиться к нам. И очень приятно, что по выпуску, когда получают диплом колледжа, они поступают в высшие учебные заведения. Васю Дмитриева в этом году забрали с руками и ногами в Дальневосточный институт искусств, он шел вторым по баллам. И это очень приятно. – Надежда Александровна, а что вас привело в профессию? – Я с детства была творческая, занималась в хореографическом коллективе. Но мне по здоровью запретили танцевать и, к сожалению, у нас в посёлке не было театральной студии для детей, но были очень хорошие педагоги-организаторы. Каждый утренник я участвовала в театрализованных представлениях, постоянно выступала на конкурсе чтецов – меня везде возила педагог по литературе. Занимала какие-то призовые места, но не задумывалась об этом. По выпуску из школы у меня было два варианта учебных заведения – либо медицина, либо культпросвет. Я зашла и в медицинский колледж, тогда этот было училище. А потом мы приехали в колледж культуры, и я сказала: мама, я остаюсь здесь. Здесь моё. Как я это поняла? Не знаю. Захотелось здесь остаться – в стенах этого училища. Атмосфера что ли? Воздух здесь был какой-то иной. Не знаю, какими фибрами души я это почувствовала, но сказала: мама, что хочешь со мной делай, но я буду поступать сюда. Тогда курс набирал Валентин Алексеевич Яриш - один из прекраснейших преподавателей. Мне посчастливилось у него учиться. По окончании училища я поступила в Хабаровский институт культуры. Когда ехала поступать, сказала себе: поступлю бесплатно - значит моё, не поступлю - на платное не пойду, где-нибудь в Приморье отучусь. Поступила на бюджет. Там у меня тоже был прекрасный педагог Павленко Владимир Игнатьевич. Невероятный человек. Как он работал! Он – эталон. Я хочу быть на него похожей. Я невероятно счастливый человек – меня учили Валентин Алексеевич, Владимир Игнатьевич. Во Владивостоке в Приморском краевом центре народной культуры, мне посчастливилось поработать с Якубовским Станиславом Валерьяновичем. Это другая режиссура – режиссура массовых праздников. Он мне всегда говорил: мысли картинкой, увидь картинку – то, к чему ты хочешь прийти. А нас в институте учили по-другому: вначале действенный анализ, всё разобрать, все отношения в пьесе, все характеры. И сейчас я соединяю и то, и другое, и получается некий эксперимент на сцене. Зрителям нравится. Я получаю от этого удовольствие и самое главное - это мои студенты, им нравится то, что мы творим, то, что получается в итоге. – Над какой постановкой сейчас работаете? – Мы со студентами сейчас работаем над темой в рамках учебной программы – в апреле 100 лет пионерии, и мы с ребятами решили сделать не одну постановку – будем делать инсценировки о пионерах. Рассказы, отрывки из повестей, из поэм, не из драматургии, а из литературных произведений. Продумываем уже общий ход. – Как ребята отнеслись к этой теме? – Сначала они не захотели. Фу, да ну, да это неинтересно! Я говорю: ребята, да просто почитайте. И сейчас они уже загорелись. – Что их заинтересовало? – Во-первых, мы с Марией Сергеевной заставили их изучить, кто такие пионеры: историю почитайте. Почитали. Законы пионерии узнали? Узнали. Они познакомились с такими произведениями, по которым многие из них даже фильмов не видели: «Кортик», «Бронзовая птица», «Будьте готовы, Ваше высочество», «Мальчиш-плохиш», «Приключения Электроника», «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён». И когда они стали читать, то сказали: да это здорово! Это весело! Они узнают другое и им самим становится интересно. – Что то главное, чему вы обучаете ребят? – Думать. Прежде всего думать. Потому что режиссёр и руководитель должен думать. Обязательно. Без этого никак. Он не должен быть пустым.