День открытых дверей прошел в школьном кванториуме Волгограда

Преподаватели школьного кванториума в Советском районе областного центра в рамках сетевого взаимодействия провели мастер-классы для учеников одной из школ Тракторозаводского района. Мальчишки и девчонки впервые учились конструировать роботов, а потом программировать их на выполнение различных заданий.

День открытых дверей прошел в школьном кванториуме Волгограда
© Волгоградская правда

Растим инженеров

Первый в Волгограде школьный технопарк открылся в начале сентября текущего года и сразу стал излюбленным местом учеников разного возраста. Тогда, в сентябре, было запущено сразу три направления: «Хайтек», «Био» и «Гео-Аэро», а недавно открылось еще одно – «Робототехника».

По словам руководителя школьного кванториума Ильи Веревкина, за этот небольшой срок ребята уже достигли некоторых успехов.

– По моделированию они приступили к первым своим проектам, кто-то собирает некую мини-инженерную конструкцию, кто-то занялся чистым моделированием и пытается изваять собственный портрет, – с гордостью за своих учеников рассказывает преподаватель. – Если говорить о биологическом направлении, то там два ученика занялись сбором статистической информации по экологии для написания исследовательских проектов. Один из них посвящен определению оптимальной влажности для комнатных растений, другой – экологии Родниковой долины.

Все направления у школьников пользуются бешеной популярностью. Например, ученики младшей школы обожают робототехнику. Чтобы занятия смогли посещать все желающие, пришлось открыть целых 17 групп. У учеников 5–8-х классов интерес вызывают беспилотные летательные аппараты, старшеклассники чаще всего выбирают моделирование.

Об уникальности получения знаний в формате школьного кванториума «Волгоградской правде.ру» рассказал преподаватель направлений робототехники и программирования Иван Риль.

– Все робототехнические наборы направлены на развитие инженерной мысли у обучающегося, – поясняет он. – С помощью этих наборов и конструирования различных систем ребята учатся проектировать, собирать свои какие-то вещи и тут же их программировать. Таким образом, они развивают у себя инженерный склад ума, который в будущем, я думаю, им обязательно пригодится.

Благодаря тому что любой робототехнический набор изготовлен под 2–4 базовые модели, ресурсники позволяют расширить его до 10–12 вариаций. В кванториуме наборов с полным ресурсным обеспечением порядка 50, то есть одновременно могут заниматься 50 человек. Занятия здесь начинаются с 12 часов дня и продолжаются до самого вечера.

«Хочу вернуться сюда»

Школьный технопарк задумывался как образовательная площадка для учащихся близлежащих школ. Однако первыми в гости приехали школьники из северного района Волгограда.

– Сегодня у нас своеобразные инженерные каникулы для детей школы №94 Тракторозаводского района, с которой мы заключили договор о сетевом взаимодействии, – рассказывает Илья Веревкин. – Мы хотим продемонстрировать им возможности школьного кванториума, показать, что такое робототехника, как ее программировать, как собирать простейших роботов, работать с простейшими 3D-моделями и управлять беспилотниками.

Юных инженеров поделили на малые группы и развели по аудиториям с разными заданиями, где в течение нескольких часов им предстояло узнать много нового и интересного.

– Ребята ранее не занимались робототехникой, поэтому мы начали с азов, – поясняет Иван Риль. – Для начала я рассказал им о видах передач, о том, что такое роботы и из чего они состоят. Робот это, как правило, механическая конструкция плюс плата управления, которая программируется.

Ребятам предстояло собрать базовую модель четырехколесной машины и блок управления, который они же сами и программировали на следующем этапе.

– С помощью этой базовой модели в дальнейшем мы можем собирать различные многофункциональные устройства, в которых потом можно будет изменять функции с помощью программного кода, – резюмирует преподаватель робототехники.

– А я им рассказываю про программирование роботов и показываю, как писать программы, – говорит Сергей Нехаев, преподаватель физики, информатики и гео-, аэронаправления. – Самое главное, это развивает алгоритмизацию, ведь, чтобы писать программы, нужно думать, как программа. Нельзя просто сказать роботу: «Хочу, чтобы ты ехал». Он не поймет. Нужно разбить задачу на этапы и их запрограммировать.

Конечно, все это невероятно увлекло гостей, они быстро включились в работу, и каждый старался проявить максимум участия. Десятиклассник Динар Низамов признался, что до сих пор с удовольствием проводит время за конструктором «Лего» и выданные здесь наборы ему его напомнили.

– Мы собирали конструкции для получения различных роботов, которые могут выполнять определенные действия: например, ехать и останавливаться, поднимать предметы и подниматься сами, определять цвета и дорожки, по которым можно ехать, – рассказывает школьник. – Сложности были лишь в том, что в моем кругозоре появились новые детали, с которыми я раньше не сталкивался и которые могут выполнять другие, новые для меня действия. Мне все очень понравилось, хотелось бы приехать сюда еще.

Руководитель кванториума пояснил, что такие образовательные экскурсии станут постоянной практикой.

– На данный момент договор о сетевом взаимодействии подписан пока только с одной школой, на стадии согласования находятся еще два договора с образовательными учреждениями Советского района, – сказал Веревкин. – Нами также ведется работа и с дошкольниками, детишки приходят сюда на показательные уроки, выставки, мини-мастер-классы. Планируется, что в этом учебном году кванториум в «Долине знаний» посетят 1200 ребят, а в Волгограде откроют еще три технопарка.

Напомним, Волгоградский регион одним из первых в стране начал развивать сеть детских технопарков. Число «Точек роста» на территории Волгоградской области стремительно приближается к 200, кванториумы открыты в Волгограде и Волжском, в регионе работает мобильный центр.