Войти в почту

В самарских школах и колледжах создают службы медиации

На 2020 г. в Самарской области насчитывалось 140 школьных служб примирения (ШСП). Прежде всего они призваны своевременно реагировать на правонарушения и конфликты в школьной среде, проводить профилактику травли в школе и содействовать сплочению классных коллективов, а также работать с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Участниками таких служб выступают кураторы (медиаторы) из числа учителей, психологов, а также учащиеся старших классов. Утверждается, что в тех школах, где есть службы примирения, атмосфера более доброжелательная. При этом распределение ШСП по образовательным учреждениям региона крайне неоднородно: в Самаре их на 2020 г. было 65, в Сызрани и Сызранском районе — 44, в Тольятти и Ставропольском районе — 17, а в Отрадном и Кинель-Черкасском районе — по одной. Во многих же муниципалитетах таких служб до сих пор не было вообще.

В 2021 г. работа по созданию служб примирения в регионе заметно активизировалась. В сентябре–октябре только в Самаре запущено сразу 30 новых служб медиации. Также медиаторы добрались до Безенчукского, Приволжского, Пестравского, Красноармейского, Хворостянского районов и Чапаевска. При этом службы примирения стали появляться не только в школах, но и в интернатах, детских домах, техникумах, колледжах и лицеях. Первого октября на базе ГБПОУ СО "Самарский многопрофильный колледж им. В. В. Бартенева" состоялся окружной обучающий семинар по созданию служб примирения, участие в котором приняли представители общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

Как выяснило "СО", форсирование создания служб примирения в Самарской области не случайно. Такое поручение дал министр образования и науки региона Виктор Акопьян "в целях достижения ключевых показателей эффективности деятельности территориальных управлений министерства и департаментов образования администраций Самары и Тольятти на 2021 год". Связано это не только с новыми федеральными образовательными стандартами и показателями нацпроекта "Образование", но и с методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые Министерство просвещения России направило в регионы еще в 2020 году.

Еще одна цель, которую преследует министерство, — "формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации подростков и молодежи, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций". Для ее достижения медиаторы должны заниматься не только проблемой травли (буллинга) в образовательной среде, но и выявлять и предупреждать попытки суицида школьников и подростков. "В основном школа медиации занимается предотвращением травли. Работники службы примирения разбираются не только в самом конфликте, но и в его причинах, зачастую помогая студентам прорабатывать их индивидуальные проблемы: депрессивные мысли, плохие отношения с семьей, излишнюю агрессию", — рассказала "СО" и. о. директора Поволжского государственного колледжа Елена Садыкова.

Правда, специалисты убеждены, что массовое открытие служб примирения в школах и ссузах ситуацию не улучшит. Первая проблема, которую называют эксперты, — недостаток действительно квалифицированных специалистов в данной сфере. "Большинство нынешних школьных медиаторов профессионально непригодны. У них очень слабый, не соответствующий современным требованиям уровень подготовки. Таких педагогов-медиаторов нужно переучивать по специальным программам, прежде чем допускать до детей", — говорит один из собеседников "СО". "Шаблонный подход некоторых специалистов вызывает тревогу. Редко встретишь талантливых и готовых работать по-новому специалистов", — сетует другой собеседник.

Еще один аргумент против — проблема психолого-педагогического сопровождения ШСП и особенности восприятия психологов детьми и подростками. "Дети боятся общаться с ними, поскольку видят в них преподавателей, которые непременно начнут ругаться и ранжировать их по успеваемости", — отмечают специалисты.

В Ассоциации детских служб примирения Самарской области проблемы признают. "Большая текучесть кадров среди кураторов ШСП приводит к большому отсеву служб. Причины увольнений бывают разные: переезд учителя на новое место жительства, переход на другую работу, смена семейного положения. Зачастую администрация не находит замены куратору. Но чаще всего в погоне за зарплатой нагружают учителей на две ставки. Каждый день куратор ведет по семь уроков или даже в две смены девять уроков в день — это снижает возможность организации работы ШСП на высоком уровне", — отмечают в ассоциации. Кроме того, часто школы не хотят работать без вертикального управления, из-за чего службы примирения в регионе открываются с трудом, особенно в сельской местности. "Приказная система внутри образования становится привычной, и горизонтальное управление ШСП очень напрягает директоров и учителей", — констатируют в ассоциации.

Восстановительная медиация, или программа примирения — программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а медиатор (или посредник в разрешении конфликтной ситуации) создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда).