Войти в почту

Педагогический состав современной школы включает в себя не только привычных учителей-предметников, но и специалистов более узких квалификаций. Знакомьтесь, один из них – Павел Веткалов, тренер-преподаватель МБОУ «Средняя школа №4», с которым мы беседуем на его рабочем месте – возле просторного и светлого бассейна, где как раз проходит тренировка подростков.

Профессия, о которой можно только мечтать...
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

– Откуда и как начался ваш большой жизненный «заплыв»?

– Родился я в Сургуте, мама работала заведующей складом, а отец – заслуженный тренер по плаванию, мастер спорта СССР.

– Получается, у вас особого «выбора при выборе» профессии не было?

– Скажем так: примерно с двух лет мне хорошо знаком запах хлорки… Папа часто брал с собой, так что я рано познакомился с плюсами и минусами тренерской работы. И лет в шестнадцать заявил отцу, что в жизни не стану тренером, однако уже двенадцатый год им являюсь. Поначалу сам неплохо выступал, несколько лет входил в состав сборной России, получал призы на чемпионатах и первенствах России, стал мастером спорта. А в двадцать один год перестал выступать и принялся тренировать других, окончил Нижневартовский университет.

– Каким «течением» вас «занесло» в окружной центр?

– Я приезжал сюда еще на сборы, и город понравился сразу – тихий, компактный, красивый. Поэтому, когда в 2009 году поступило предложение поработать здесь в школе №6, согласился и о своем решении не пожалел. Признаюсь, что сегодня Ханты-Мансийск мне ближе, чем Сургут, ведь именно он меня приютил. В 2015-м перешел в новую школу №4, где было больше возможностей для развития моего вида спорта.

– Почему, на ваш взгляд, сегодня ему придается такое большое значение?

– Плавание – это естественный рефлекс человека, оно очень важно для развития. Конечно, в первую очередь, для его оздоровления и закаливания. А если говорить о спортивной составляющей, то посмотрите на людей, которые всерьез занимаются плаванием: у мальчиков – атлетическое сложение, у девочек – точеные фигурки.

– Но все это нарабатывается потом, а ведь поначалу дети приходят в бассейн проказниками. Как вам удается обуздывать их темперамент?

– Просто я вспоминаю себя в таком возрасте и многое им прощаю. Всегда стараюсь помнить, что каждый ребенок – личность, и чтобы помочь ему раскрыться, педагогу необходимо лишь глубже подойти к процессу воспитания. Поэтому стараюсь разговаривать на их языке, находиться на одной волне, следить за трендами и адекватно реагировать на любые действия. Но даже неформальное общение учеников и педагога имеет свои границы. Существует разграничение: в воде я тренер, а вот на выходе из нее становлюсь другом.

Да, тренерскую работу легкой не назовешь, но все затраты компенсируются хорошими результатами воспитанников. Один из них – Андрей – призер первенства России и нескольких спартакиад. Другая моя выпускница стала мастером спорта, сейчас учится в Государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Недавно мы поставили рекорд Югры на дистанции 400 метров.

– Судя по тому, как ребята за вашей спиной легко и естественно ведут себя в воде, они почти настоящие дельфины…

– Когда выезжаем на соревнования, тренеру приходится быть для них мамой и папой на двадцать четыре часа в сутки. Поэтому стараюсь замотивировать их, объяснить правила поведения, ведь главное – знать последствия своих действий. У нас не командный вид спорта, но стараемся поддерживать дух коллективизма, например, вместе отмечаем каждый день рождения.

Вообще, в жизни тренера бывают и трудные, и веселые моменты, жизнь – штука разнообразная, ко всему надо относиться философски. Помню, как-то на одном из первых занятий в шестой школе привлек внимание мальчик, который выглядел как-то странно. Оказалось, под очки для плавания он надел очки обычные и всерьез собирался так прыгать в бассейн…

– Получается, школьники не только занимаются плаванием на уроке физкультуры, но и тренируются здесь в секции?

– В России реализуется масштабная программа «Всеобуч по плаванию», для чего у нас созданы все условия. У «первашей» это обязательный урок, у старших классов он проходит факультативно, есть спортивно-оздоровительная группа. Вообще, больше половины школьников плавают регулярно.

– Есть ли у вас профессиональная мечта?

– Конечно, мечта каждого тренера – воспитать олимпийского чемпиона, и мы стараемся делать поступательные шаги в этом направлении. Но куда важнее достижение главной цели, которая заключается в том, чтобы воспитать настоящего человека, который сможет найти себя в обществе. Все остальное – вторично.

– Тяжело, наверное, весь рабочий день находиться в бассейне, здесь ведь жарко, всегда повышенная влажность…

– Гораздо тяжелее приходится лыжникам и биатлонистам, которые вынуждены тренироваться в метель и мороз. А у меня профессия, о которой можно только мечтать. Конечно, порой возникает чувство выгорания, но все душевные потери компенсируются, едва возвращаешься к детям.

– От педагогов нередко приходится слышать, что гораздо больше проблем у них возникает с родителями, чем с детьми. Насколько вы согласны с таким утверждением?

– Просто я всегда стараюсь довести свои мысли до ребенка, который уже в свою очередь транслирует их родителям. И чаще всего такой способ оправдывает себя.

– Каким увлечениям отдаетесь в свободное время?

– Давно подмечено, что лучшее хобби – это работа… А еще я сам строю дачу, от и до, нравится что-то делать руками. Уже удалось завести дом под крышу.

– А кто, кроме вас, будет жить в этом доме?

– Жена, Наталья Сергеевна, она тоже тренер по плаванию. Познакомились мы на соревнованиях, а вскоре дружба переросла в любовь. И, конечно, наши дети – Веронике сейчас восемь лет, а Роману Павловичу лишь восемь месяцев.

– Финишный вопрос: нет ли у вас намерений податься в более теплые «воды»?

– Я человек, который любит холод, поэтому не жалею, что живу здесь. Мне в Ханты-Мансийске комфортно!

Автор: Андрей Рябов